26 августа — день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, великого богослова, крупнейшего православного религиозного просветителя и писателя XVIII века, автора множества посланий, среди которых есть наставления родителям и детям, учителям и семинаристам.
В интервью порталу «Приходы» митрополит Липецкий и Задонский Никон рассказывает о жизни Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря и о пребывающих в обители мощах святителя Тихона Задонского.
— Владыка, как у Вас получается, возглавляя Липецкую митрополию, до мелочей вникать в жизнь монастыря?
— Это получается легко и естественно. Задонский мужской монастырь — мой родной дом и моё детище, насельники монастыря — мои дети, здесь я постоянно живу, отсюда езжу в Липецк и во все города и сёла нашей епархии для совершения богослужений и для участия в других мероприятиях.
Нередко я обхожу территорию монастыря, осматриваю всё, общаюсь с братией и насельниками на всех послушаниях. Старшие в трапезной, пекарне, просфорне, типографии, в монастырских лавках, на складах, на строительных и полевых работах, на монастырской ферме и на прочих объектах без труда могут встретиться со мной, рассказать о возникающих проблемах, посоветоваться, получить благословение. Всё происходит на ходу, как в большой семье: в процессе жизни и общения детей и родителей.
— А какое место в Вашей жизни занимает святитель Тихон?
— Святитель Тихон — не только образец праведника для меня и для всех русских людей. Он незримо присутствует рядом и очень живо, с необыкновенной силой помогает в моём служении. Незримое присутствие его окрыляет и вдохновляет нас непрестанно. Святитель Тихон стал важнейшим покровителем моей жизни вместе со старцами Глинской пустыни — преподобным схимитрополитом Серафимом (Зиновием Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Жизнь и учение этих великих старцев, духовным сыном которых Господь сподобил меня быть, стали основой всей моей жизни. Что-то сродное в них было и со святителем Тихоном, наверное, как и у всех святых. Я видел их жизнь, слышал слова, отношение ко всему…
К отцу Виталию я попал в 20 лет и не смог от него уйти. Он был бессребреником. У него келейницей была мать Мария, игумения; она ухаживала за ним, повсюду за ним ходила… и прятала от него вещи, потому что он всё раздавал, куда бы ни шел, причём то, что на нём было в тот момент, — тоже, вплоть до носков. За ним толпа бегала… Он был такой любвеобильный, что с ним не хотелось расставаться. Так же и святитель Тихон — ведь милостыня была его любимым делом, он сам не свой был, если в какой-то день не мог кого-нибудь облагодетельствовать, а чем больше отдавал, тем больше радовался.
А со схимитрополитом Серафимом я был знаком 11 лет. Когда умер владыка, он пять дней лежал в Александро-Невском храме в Тбилиси, всё это время мы практически не спали и не ели, были словно оглушённые — такая благодать была от его тела, что не было ни печали, ни скорби, мы ходили и общались, будто бы во сне.
А когда я встретился со святителем Тихоном, то как будто попал в родной дом. И его дело милосердия, помощи обездоленным, духовного просвещения мы всегда стараемся продолжать. Наш монастырь опекает две общеобразовательные школы, школу глухонемых, центр «Надежда», где находятся дети, чьи родители лишены родительских прав, и другие «трудные» дети. Наши насельники приходят к ним и преподают там круглый год. Это светские учреждения, но с ними тесно сотрудничают наши иеромонахи, монахи и монахини, дети приходят целыми классами причащаться. Организовываем разные поездки, концерты — в общем, монастырь помогает. Школам глухонемых, слабовидящих мы помогаем также и продуктами.
Тут посчитали, что постоянно монастырь оказывает духовную и материальную благотворительную помощь пяти детским и пяти медицинским учреждениям, заключенным более 20-ти исправительных колоний и тюрем, многим нуждающимся людям, жертвует средства на восстановление более десяти храмов Задонского района, а также на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархий.
— Ваше Высокопреосвященство, много ли паломников приезжает к святителю в Задонскую обитель?
— Конечно. Особенно много их в эти дни. Мы готовимся встретить десятки тысяч паломников, в том числе и участников проходящего уже не первый год Митрофаниево-Тихоновского крестного хода, который начинается в Воронеже 20 августа, в день празднования святителя Митрофана, и несколько дней люди идут в нашу обитель — к празднику святителя Тихона.
Как всегда, в преддверии дня памяти святителя Тихона Задонского мы приводим монастырь в порядок, всюду моем, убираем. Готовим помещения для размещения паломников на ночлег. Под Владимирским собором в ещё не вполне восстановленном Троицком храме будет трапезная для всех желающих. Привозим продукты к празднику. Идёт строгий Успенский пост, но в праздник святителя Тихона в нашей епархии разрешается рыба.
Иеромонахи, игумены постоянно с людьми — принимают исповедь, причащают, соборуют, утешают, дают духовные советы. Для украшения храма и раки с честными мощами святителя Тихона приобретается большое количество живых цветов.
— Что-то новое по сравнению с прошлыми годами Вы можете назвать?
— К празднику святителя Тихона мы вновь открыли сайт монастыря, теперь он оформлен более строго и лаконично и обслуживается не мирянами, а членами нашего монастырского братства. Готовится очередной выпуск альманаха «Задонский паломник».
— Дорогой владыка, а как лично Вы готовитесь к встрече праздника святителя Тихона? Происходят ли какие-то изменения в связи с праздником в Вашей жизни?
— Для меня это просто праздник ещё одной встречи со святителем и теми, кто приходит почтить его память. Я стараюсь всегда быть духовно бодрым и поддерживать постоянную молитвенную и трудовую форму. На протяжении всего года часто служу Литургию, исполняю келейно своё монашеское правило. Нередко выезжаю на целый день в лес (рано утром или после Литургии), где собираю грибы для трапезной и одновременно творю Иисусову молитву. Стараюсь духовно и физически не расслабляться.
— Вероятно, духовные и физические труды молодости сформировали в Вас определённый навык, поэтому Вам легко служить Богу и людям, легко молиться, радостно общаться с людьми. А каковы Ваши любимые занятия?
— Буду вполне искренним, если скажу, что люблю Бога и людей. Поэтому иногда спешу убежать от людей, чтобы побыть наедине с Богом в молитве, а иногда, напротив, спешу навстречу людям, испытывая потребность общения, желание помочь, утешить, подсказать.
Как уже говорилось, люблю «тихую охоту» — собирать грибы; это и возможность быть полезным монастырю, и способ молитвенного уединения, а также телесный труд, движение, для поддержания хорошей физической формы. Вспомним, что и преподобный Серафим Саровский, и святитель Тихон Задонский сознательно нагружали своё тело физическим трудом. Святитель Тихон, например, рубил дрова, косил траву для своей лошадки, искапывал колодцы для обустройства лесных источников. Это помогало ему и укрепить здоровье.
— Много ли детей и молодёжи приезжает в обитель?
— Приезжают. Часто бывает воронежский кадетский корпус; как приедут — выстроятся здесь, строем идут в храм, потом в трапезную. Приезжают те, кто отдыхает в летних лагерях епархии. Много детей приезжает из воскресных школ. У нас растет много цветов, и почти все посадили эти ребята.
Приезжают студенты из технического университета, они у нас на огороде трудятся. Из педагогического университета студенты приезжают проходить практику.
Бережно хранится и почитается в монастыре всё, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, в 2006 году — новая серебряная рака с искусной чеканкой, этот драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители — мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребён, совершенно не тронуто временем; оно покоится в стеклянном ковчеге рядом с честными мощами.
Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников. В обители есть иконы старинного письма, бережно сохранённые верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемы образ святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».
***
Каждый год в эти дни Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь принимает особенно много паломников. 26 августа — день преставления святителя Тихона Задонского и второго обретения мощей. Святитель почил о Господе в 1783 году, ему было 59 лет. Но эта не столь долгая по земным меркам жизнь вместила в себя столько трудов, столько любви, столько милосердия, столько душеполезного назидания, стала таким воистину неисчерпаемым источником Божией благодати, что многие поколения наших соотечественников и православных со всего мира спешат припасть к святому Тихону Задонскому, чтобы вкусить живительной росы, подаваемой Самим Спасителем через Своего угодника всем притекающим с верой.
— Много народа приезжает на источники святителя Тихона, — рассказывает митрополит Никон. — Здесь, у монастыря, источник Богородичный — в честь иконы «Живоносный источник». Святитель Тихон ископал источник в селе Тюнино, а потом в урочище Скит, он туда ездил писать труды. Потом там был скит этого мужского монастыря. Больше всего людей приезжает на тот дальний источник, особенно по воскресеньям. Но там и исцеления большие.
И от мощей святителя Тихона происходит много исцелений. Молва идет, люди и приезжают. Вот, например, примерно год назад многие стали свидетелями чуда в Задонской обители: человек поднялся к мощам святителя на костылях, а отходя от мощей, понял, что они ему уже и не нужны! Он со слезами благодарил Бога и Его святого угодника за исцеление. А сколько совершается чудес сокровенных! Главное, чтобы соединились твёрдая вера в милосердие Божие и заступление святого с одной стороны, и то, что нам действительно будет полезно то, о чём мы просим. А иначе получается по слову апостола Иакова: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).
Люди за многое благодарят святителя Тихона. В феврале этого года я был в селе Покровское, там Покровский храм. Стоит он ещё с XVII века, но строился постепенно, так что есть предание, что один из его пределов уже в веке XVIII освящал сам святитель Тихон. И с молитвенным покровом святителя многие связывают то, что в советское время храм не был взорван. Его должны были взорвать наряду с соседними, но вдруг разразилась непогода, дороги размыло, и взрывники просто не смогли добраться до села, а начальству отчитались, что всю работу сделали. Так храм и «забыли». А в наше время древний пятипрестольный Покровский храм стал возрождаться. Слава Богу!
26 августа 2010 года, в день 400-летия со дня основания Задонского монастыря, во Владимирском соборе обители совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Из наставлений святителя Тихона Задонского о воспитании:
«Учение без жития доброго не сильно и не полезно. Какая польза человеку учить, а самому не творить? А по слову Христову: «Кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Мф 5:19). Потому должно с младых лет противиться природному злонравию, и стараться его искоренять при помощи Божией, и к добродетели себя приучать, — что делается повседневным в законе Божием поучением, и через искание в том успеха испытанием».
*
«Обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божию, поскольку грамота без страха Божия — не что иное, как безумному меч».
*
«Как маленькое деревцо к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь».
*
«Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла».
*
«Самонужнейшее дело — родителям воспитывать своих детей в страхе Божием и добронравии. Без того всякое учение и воспитание ничто. Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, но к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не телеса, но души человеческие убивают своим нерадением! Христианин! Ты таким родителям не подражай, но всяким образом старайся своих детей в страхе Божием и добронравии воспитывать».
*
«Святое Крещение для тех христиан, которые бесстрашно и беззаконно живут и о законе Божием нерадят, ничего не значит, но они пред Богом бывают как язычники и вне числа истинных христиан. Только тем святое Крещение принесёт пользу, кто свято и благочестиво живёт; для них открыты двери Царствия Небесного, а для беззаконных и нерадивых заключены, поскольку таковые не хранят своих обетов и Богу солгали. Напоминай об этом своим детям, дабы они в страхе Божием жили, и всякого греха, как смертоносного яда, береглись, и всякому доброму делу обучались».
*
«Христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы были исправными и добрыми. Наказывай тело, чтобы душа исцелилась. Не жалей их (наказывать) ныне, дабы потом о них радоваться. Помни, что ответ о них воздашь Богу. Однако умеренность во всем похвальна».
*
«Всякое человеческое старание, а особенно в таком важном деле, без помощи Божией бессильно. Поэтому прилежно молись, чтобы сам Бог помог тебе быть и самому добрым, и детей своих на добро наставлять».
*
«[Ученикам] чужие дела и поступки не обсуждать и не пересмеивать, но всякому знать себя и свое дело, к которому призван. И между собой беречься от ссор, злословия и драк. Сквернословия, шуток непристойных, кощунств и бесчинного смеха беречься. Никаких прозвищ, особенно непристойных, друг другу не прикладывать. Неуместными и непристойными играми не забавляться».
*