К участию в ней приглашаются учащихся 9-10 классов и средних специальных учебных заведений. Школа пройдёт 5-8 ноября, в ней примут участие известные филологи, богословы и историки, а также старшеклассники и студенты.
Участие предваряется конкурсом творческих работ, лучшие авторы которых получат возможность принять участие в школе, где в течение этих 4 дней смогут стать слушателями интересных лекций, творческих заданий, экскурсий по Москве.
Проезд, проживание и питание участников будет оплачено университетом. Каждый участник школы получит сертификат участника.
Первая литературно-исто
Вторая литературно-исто
Участие в литературно-исто
Примерная тематика конкурсных работ
I. Литература.
1. Смысл жизни и бессмыслица существования в русской классике (на примере 1-2 произведений).
2. «Мертвые души» Гоголя — карикатура или Россия как она есть.
3. Тема бессмертия в стихотворении Пушкина «Памятник».
4. «Гений и злодейство — две вещи несовместные…». Добро и зло в «Моцарте и Сальери» Пушкина («Маленькие трагедии»).
5. «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей…». Земля и космос глазами падшего духа (поэма Лермонтова «Демон»).
6. Почему Достоевский назвал Пушкина родоначальником реализма в литературе?
7. Похож ли старец Зосима на «настоящего» святого?
8. Что означают слова старца Зосимы «мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе» в «Братьях Карамазовых»?
9. Кого сумел спасти и кого погубил князь Мышкин в романе «Идиот»?
10. Мотив исцеления героя: потерял ли себя Раскольников, отказавшись от своей мечты?
11. Как творчество Достоевского доказывает правоту слов Вяч. Иванова: «Вера и неверие не два различных объяснения мира или два различных руководительства в жизни, но два разноприродных бытия»?
12. «Мне отмщение, Аз воздам»: за что Л. Н. Толстой убил Анну Каренину?
13. Есть ли Воскресение в романе Льва Толстого «Воскресение»?
14. Толстой-Ерошка и Толстой-Неклюдов
15. Вера и надежда в прозе Чехова.
16. Тема храма в поэзии Блока (поэма «Возмездие», «Девушка пела в церковном хоре» и др.).
17. Христианские мотивы в ранней лирике Маяковского.
18. Внешнее и внутреннее зло: «страшный мир» в произведениях Гоголя, Булгакова, Набокова.
II. История.
1. Война 1812 г. в духовной жизни России.
2. Какую Россию мы потеряли?
3. Возрождение патриаршества в Русской Церкви (конец XIX века – 1917 г.).
4. Русская история в русской поэзии (А. К. Толстой, А. Блок и др.).
5. Евангелие на войне (по произведениям Л. Толстого, М. Пришвина и др.).
6. Творчество мира во время войны (по произведениям Л. Толстого, М. Пришвина и др.).
7. Роман «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского как исторический источник.
8. Место и значение личности в человеческой истории по роману «Преступление и наказание».
III. Культура.
1. Была ли пушкинская речь Достоевского пророчеством?
2. Маргинальные течения русской религиозной жизни (мистицизм, сектантство): особенности и типология.
3. Русское масонство в изображении Л. Н. Толстого.
4. Диалог Церкви и русского общества: антиклерикальные тенденции в русской жизни второй половины XIX века.
5. Быт русского дворянства в литературе XIX века (С. Т. Аксаков, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев).
6. Живое и мертвое: образ внешнего мира в глазах героев романа «Преступление и наказание».
Требования к написанию конкурсного сочинения.
Конкурсное сочинение представляет собой самостоятельный связный текст объёмом от 10 до 20 тысяч знаков (включая пробелы). Сочинение может быть написано на одну из представленных примерных тем (тема может быть уточнена самостоятельно) или на свободную тему в рамках общей тематики русской культуры XIX – начала XX веков.
Для успешного написания конкурсного сочинения необходимо соблюдение следующих условий.
Условие первое: текст должен строго соответствовать заявленной теме, раскрывая её с максимально возможной полнотой и в то же время не содержать ничего лишнего: избыточных по отношению к раскрываемой теме фактический сведений, посторонних сюжетов.
Условие второе: текст должен быть аналитичным и творческим, пересказ произведения или учебника не может быть признан удовлетворительн
Условие третье: сочинению должны быть присущи стройность композиции, логика и последовательнос
Условие четвертое: сочинение должно строго основываться на аутентичном источнике (источниках), то есть на тексте базового литературного произведения, а не на его пересказах (в том числе кратких). Это, в частности, означает, что все цитаты на текст произведения даются по какому-то его изданию, а не по вторичным источникам.
Условие пятое: организаторы приветствуют обращение к исследовательско
Критерии оценки работы следующие:
1. Четкость композиции: отсутствие повторов (одна мысль выражается один раз); избранная автором последовательнос
2. Соответствие теме: все, о чем говорится в работе, должно быть непосредственно связано с темой.
3. Логика: одни утверждения автора не должны противоречить другим.
4. Стиль и культура письменной речи: следует 1) избегать употребления незнакомых слов, тавтологических сочетаний («патриот Родины»), постоянных повторений одних и тех же слов; 2) следить за согласованием (время, род, число, падеж); 3) продумать порядок слов в каждом предложении; 4) избегать пунктуационных и орфографических ошибок.
Работы следует высылать в электронном виде (желательно в формате doc) на адрес bf-junior@yandex
— фамилию, имя, отчество и год рождения автора;
— адрес и номер школы, класс;
— Ф.И.О. преподавателя, курировавшего подготовку работы (не обязательно).
Крайний срок приёма работ – 20 июня 2015 года.
Объявление результатов конкурса – 15 июля 2015 года.
Подробная информация – на сайте bf-junior.pstbi.