Согласно изменениям, внесенным в порядок формирования Федерального перечня учебников, с 1 января 2015 года все учебники федерального перечня должны иметь электронную форму, а учебники истории России – пройти научную историко-культурную экспертизу, которая определит соответствие их содержания Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Документы о прохождении экспертизы должны быть представлены Научно-методическому совету по учебникам Минобрнауки России в срок с 3 по 7 апреля.
Обсуждение изменений, внесенных в порядок формирования федерального перечня учебников, стали главной темой заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации, которая состоялось 18 февраля 2015 года.
В дискуссии приняли участие первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, управляющий вице-президент Российского книжного союза Леонид Палько.
Изучив условия и реализацию проведения историко-культурной экспертизы действующих учебников и новых учебников истории России, члены совета единогласно приняли решение поручить эту работу Российскому историческому обществу, как организации, принимавшей непосредственное участие в разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Совет также определил срок — с 3 по 7 апреля 2015 г., в течение которого издательства должны представить все необходимые документы о прохождении экспертизы как вновь разработанными учебниками истории, так и уже входящим в федеральный перечень.
Также на повестку заседания был вынесен вопрос организации экспертизы электронных форм учебников.
«Работа по изменению федерального перечня учебников ведется с привлечением представителей научной и педагогической общественности, а также общественных организаций, — отметила Наталья Третьяк. — В настоящее время сформированы четкие критерии экспертизы электронных учебников, они направлены на то, чтобы электронные варианты пособий не уступали по содержанию своим печатным аналогам, были доступны и функциональны».
Согласно установленным нормам, электронные варианты учебников должны в полном объеме содержать иллюстрации, имеющиеся в печатном оригинале, мультимедийные и интерактивные элементы (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты). Кроме того, формат такого учебника должен быть общедоступен, без лицензионных ограничений и адаптирован для трех или более операционных систем, в том числе — двух мобильных. Предполагается также, что пособия могут использоваться как с подключением к Интернету, так и автономно, а также работать в связке с интерактивными досками и планшетами.
По итогам обсуждений члены совета приняли решение о проведении педагогической и общественной экспертизы электронной формы учебников, входящих в федеральный перечень учебников. Документы с положительными результатами прохождения экспертиз издательства должны представить в Научно-методический совет в период с 3 по 17 апреля включительно.
Также в ходе заседания было принято решение рекомендовать издательствам, разработавшим учебники по изучению татарского языка и литературы, направить все материалы по мере готовности в Минобрнауки России для возможного включения в федеральный перечень учебников.
Работа над созданием Концепции учебно-методического комплекта по отечественной истории была инициирована Президентом Российской Федерации в 2013 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил экспертов Русской Православной Церкви принять участие в разработке Концепции и провести соответствующие рабочие встречи, поскольку невозможно не учитывать церковный взгляд на отечественную историю. Церковные эксперты принимали активное участие в обсуждении проекта.
По словам Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, в Концепции учебно-методического комплекта по отечественной истории необходимо избежать подмены истории Отечества сугубо политической историей, идеологизированной историей государства или историей территории Российской Федерации. «Отечественная история не должна быть идеологизирована. Отечественная история — это, в первую очередь, история народов, общества, а не государства как социального института. Историческая правда не должна приноситься в жертву политическим реалиям сегодняшнего дня», — сказал митрополит Меркурий.