31 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Центральном доме учёных прошла секция «Православная школа в современном мире» для руководителей епархиальных ОРОиК, руководителей, духовников и педагогов православных образовательных организаций.
Во время регистрации участникам секции было предложено ознакомиться с историей владения, ныне занимаемого Домом учёных.
Куратор секции ОПК диакон Герман Демидов передал участникам видеоматериалы для использования на уроках.
Председатель секции епископ Городецкий и Ветлужский Августин представил опыт, накопленный Городецкой епархией в формировании православного типа личности в воспитанниках православных гимназий. Во вступительном слове были освещены проблемы, с которыми приходится сталкиваться и решать в рамках православных школ.
Заведующий сектором ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов подвёл итоги прошедшего года и выделил главные вопросы. Касаясь вопроса конфессиональной аттестации ПОО (православных образовательных организаций) диакон Герман Демидов отметил, что в 2018 году Синодальным отделом ОРОиК были проверены 18 образовательных организаций: 15 православных образовательных организаций с профилем общего образования, два православных учреждения с профилем дополнительного образования и одно государственное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Конфессиональное представление получили 14 православных образовательных организаций с профилем общего образования:
- 4 ПОО (сроком на 1 год);
- 3 ПОО (сроком на 3 года);
- 6 ПОО(сроком на 5 лет);
- 1 ПОО (бессрочное).
Бессрочное конфессиональное представление получила Гнилицкая православная гимназия имени святителя Николая Чудотворца, г. Нижний Новгород, Нижегородская епархия. Директор — Елена Беленкова. Учредитель — Нижегородская епархия.
По словам заведующего сектором ОПК, второй по порядку, но не по значимости вопрос – это разработка Учебно-методического комплекта по Основам православной веры для православных школ, потребовал серьёзного изучения уже накопленного опыта. Деятельность Синодального отдела не подменяет активность авторских коллективов по написанию учебных пособий по ОПВ, но имеет свои особенности:
- Изучен уже имеющийся опыт учебно-методического обеспечения ОПВ;
- Разработаны концептуальные основы организации преподавания ОПВ;
- Привлечены специалисты Центра межэтнических и межрелигиозных исследований МПГУ для разработки методического аппарата учебного пособия;
Относительно вопросов финансирования православных образовательных организаций диакон Герман Демидов сказал: «Данный вопрос включён в повестку переговоров руководства Синодального отдела с представителями государственных органов управления образования. В рамках Рождественских чтений ежегодно озвучивается в формате Парламентских встреч».
Начальник Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Ирина Лобанова и главный юрисконсульт Синодального ОРОиК Елена Зайчикова выступили с докладами, посвящёнными вопросам нормативно-правового регулирования в сфере православного образования.
Вопросы нового регламента работы Экспертной комиссии Синодального ОРОиК с ПОО были освещены специалистом по экспертно-аккредитационной деятельности, ответственным секретарем Экспертного совета Синодального отдела Вячеславом Матвеевым.
Необходимости становления и развитии ступени дошкольного образования в православных образовательных организациях было посвящено выступление Баатра Егорова.
В докладе и презентации специалиста сектора православного образования СОРОиК Натальи Беляевой были представлены итоги конкурса на лучшее школьное сочинение, который проводился впервые среди ПОО. В рамках конкурса педагогам предлагалось представить конспекты уроков на тему нравственной чистоты семейной жизни святых Царственных страстотерпцев. «Главная задача – вместе с детьми раскрыть духовный смысл главного урока, который преподнёс человечеству государь и его семья. Размышление об этом – лучшая проповедь, которая способна объединить, оздоровить общество и показать, как воспитывать детей в духе веры и благочестия», — отметила Наталья Беляева.
Представленные к конкурсу работы были рассмотрены жюри с точки зрения наличия плагиата, глубины содержания, соблюдения норм пунктуации, стилистики и грамматики.
Директору Православного центра непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского г. Москвы Татьяне Лещёвой была передана Благословенная грамота для Ивана Носатенко, занявшего I место в конкурсе на лучшее школьное сочинение.
На секции выступил председатель отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, учитель истории, доктор богословия протоиерей Борис Пивоваров. В своём выступлении он отметил: «Православные гимназии находятся в разных условиях, возможно, говорить об общецерковном подходе к образованию и воспитанию детей и подростков в православных гимназиях Русской Православной Церкви, находящихся на территории России».
Как отметил православный педагог профессор протоиерей Василий Зеньковский: «Смысл воспитания в том, чтобы уяснить путь спасения, связать детскую душу с Церковью и напитать её дарами свыше, живущими в Церкви. Связать проблему воспитания с темой спасения и значит уяснить себе смысл воспитания». «Цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия».
Духовник ГБОУ АО «Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и благодетельницы Веры Жилкиной» иерей Алексий Спирин и директор гимназии Елена Алябьева рассказали о своих достижениях и проблемах. Касаясь вопросов подготовки педагогов в гимназии, Елена Алябьева отметила: «С одной стороны, администрация, насколько это возможно, отслеживает профессиональную ориентацию некоторых представителей православной молодежи, выбирающих профессиональный путь в сфере педагогики…С другой стороны, при помощи ресурсного центра гимназия организует семинары с участием ведущих православных педагогов России, известных священнослужителей, в которых неизменно в качестве слушателей принимают участие педагоги гимназии».
Священник, в свою очередь, сказал: «Работа с родителями обучающихся не входит в задачу духовника школы, но правильно выстроенное взаимодействие – залог общего успеха и школы, и семьи. Поэтому в гимназии практикуются систематические беседы с духовником и психологом».
Участие в секции приняли 137 представителей из 67 епархий Русской Православной Церкви, в том числе из Эстонии и Казахстана.