Экспертный совет Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года, журнал № 114) об обязательной экспертной оценке и грифовании изданий, предназначенных для распространения через церковную сеть.
Экспертный совет осуществляет деятельность с целью обеспечения качества учебных изданий для использования в процессе катехизации, в образовательном процессе образовательных организаций любых организационно-правовых форм, типа, вида, реализующих программы религиозного (православного) компонента общего, дополнительного образования и имеющих государственную аккредитацию.
Экспертный совет формирует перечень изданий, получивших гриф Синодального ОРОиК, и публикует его на своем официальном сайте.
К сфере ответственности Экспертного совета Синодального ОРОиК относятся следующие издания:
- учебные и учебно-методические издания для системы православного, дошкольного, общего и дополнительного образования
- научно-педагогические издания;
- издания в сфере катехизации детей и взрослых и системы приходского просвещения;
- православная детская литература учебного характера;
- православная учебная детская аудио- и видео продукция.
Деятельность Экспертного совета главным образом регламентирована документом:
28 сентября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси утвердил новую редакцию Положения о порядке присвоения (подтверждения) и отзыва грифа Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви изданиям, относящимся к его ведению. Гриф с этого момента действует бессрочно.
На основании результатов экспертизы и по итогам рассмотрения материалов Экспертный совет может присвоить один из грифов:
- «Одобрено Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви»;
- «Рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви».
Рецензирование и экспертная оценка с целью присвоения грифа Отдела осуществляются за счет средств Заявителя. Размер оплаты, в первую очередь, зависит от сложности и объема издания, определяется в договоре между Заявителем и Отделом, рассчитывается по методике, разрабатываемой Отделом.
Заявитель направляет в Отдел следующие документы:
- Прошение на имя Председателя Отдела;
- Заявка по установленной форме, в которой приводится кратко основная информация по изданию;
- Само издание или рукопись (формат остается на усмотрение Заявителя: можно подать документы полностью как в электронном виде, так и в печатном);
- Иные документы (при наличии): рекомендация и/или заключение епархиального ОРОиК, заключение епархиального экспертного совета, отзывы преподавателей, результаты апробации.
Пакет документов регистрируется в канцелярии Отдела, затем передаются в Экспертный совет.
Требования к рассматриваемым материалам
К материалам, подаваемым на Гриф, предъявляются требования согласно их принадлежности как к разряду учебных, так и на соответствие церковному вероучению. Это, в первую очередь, в отношении содержательной стороны материала необходимость соответствия:
- православному вероучению Русской Православной Церкви. Материал должен быть богословски выверенным, не содержать спорных богословских мнений, вопросов, по которым на сегодняшний день не представлен consensus patrum (принцип «согласия отцов»);
- историческим и культурным традициям РПЦ. Многовековой опыт Церкви должен найти отражение в материалах, предлагаемых православному педагогическому сообществу;
- православной педагогической традиции. Материал необходимо разрабатывать, учитывая опыт православных педагогов и обосновывать авторитетом святых отцов;
- концептуальным требованиям Стандарта православного компонента общего образования;
- требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов;
- возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся.
В соответствии с ГОСТом 7.60-2003 к определенным учебным материалам предъявляются требования на их соответствие структуре и задачам издания.
Учебные издания
содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для использования в педагогической практике. К учебным изданиям относятся буквари, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-наглядные пособия, рабочие тетради, самоучители, хрестоматии, практикумы, задачники, учебные программы и учебные комплекты.
Система учебных изданий
Учебник– учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.
Учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.
Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).
Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т.п.
Справочное издание
издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.
Система справочных изданий
Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.
Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.
Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.
Языковой словарь – словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык.
Толковый словарь – языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.
Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).
Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.
Биографический справочник/словарь – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.
Биобиблиографический справочник/словарь – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.
Каталог – официальное, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Электронное издание
совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.).
Система электронных изданий
К учебным электронным изданиям относятся издания с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.).
Электронный учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.
Общие Требования, предъявляемые к учебной литературе
Общие требования
- Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Федеральному государственному образовательному стандарту. Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям – тематическому плану практических занятий в учебной программе.
- Обновляемость один раз в 5 лет – для учебной литературы гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин, и один раз в 10 лет – для учебной литературы естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта.
- Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции основных и вспомагательных дисциплин, а также преемственность между уровнями начального и среднего высшего образования.
- Прикладной характер. В учебной литературе должна быть представлена научная информация, дидактически обработанная для успешного усвоения и ориентированная на профессиональную деятельность будущего специалиста.
Требования к содержанию
- Самодостаточность. Учебная литература должна содержать не только основную информацию по дисциплине, но и дополнительную, представленную в приложениях: словарь терминов, авторский справочник. В приложениях кратко поясняются встречающиеся в тексте основные и смежные понятия, приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины, о вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебной книги, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. В приложении обязательно наличие указателей (предметный, именной и/или др.), списка условных сокращений и рекомендуемой литературы (за последние 5 лет (!), включая адреса электронных ресурсов).
- Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
- Наличие тестовых заданий, ситуационных и других задач. Ситуационные задачи с пояснениями, разборы практических ситуаций призваны формировать профессиональную направленность специалиста в области сельского хозяйства, агрономии, ветеринарии, помогать готовиться к итоговой аттестации.
Требования к стилю изложения
- Рубрикация. Стиль изложения задается заранее – от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики. Жесткая структура текста позволяет избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться, находить необходимый учебный материал; его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст может быть представлен в виде справочника – текст должен содержать связующие элементы, легко и с интересом читаться.
- Системность, последовательность и простота изложения.
- Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.
- Четкость определений.
- Однозначность употребления терминов.
- Соблюдение норм современного русского языка.
Характеристика основных элементов учебного издания
Обложка предохраняет издание от внешних воздействий, служит элементом внешнего художественного оформления, сообщает основные сведения издания. На обложку выносят самые главные элементы выходных сведений: сведения о серии, имя автора, основное заглавие, выходные данные (город и год издания). Шрифт обложки — полужирный. Обложка оформляется по желанию автора иллюстрационным материалом, цветом и т.д.
Титульный лист — начальный книжный лист издания, на котором размещают основные выходные сведения, титулующие издание, позволяющие отличить его от всех прочих, т.е. идентифицировать, и служащие основным источником для библиографического описания. Титул не нумеруется, но учитывается при определении объема как первая страница.
На титульном листе помещаются следующие сведения об издании:
1) организация ведомственного подчинения:
2) полное наименование издающей организации:
3) для методических указаний — название кафедры без кавычек в родительном падеже (например: Кафедра философии);
4) авторы (не более трех): вначале инициалы имени и отчества, затем фамилии прописными буквами. Если авторов два или три, в любой последовательности следующим образом:
— через запятую в строку: И.П.ИВАНОВ, Б.Г.ПЕТРОВ, Д.С.СИДОРОВ
Если авторов более трех, они не выносятся на обложку и титульный лист, а указываются на обороте титульного листа сверху после слова «Авторы»: через запятую;
5) название работы прописными буквами полужирным шрифтом;
6) вид издания (например, Учебное пособие, Методические указания и т.п.);
7) место издания — Троицк
8)год издания
На оборотной стороне титульного листа помещается следующее:
В левом верхнем углу в определенном порядке помещаются: 1) индекс УДК (универсальной десятичной классификации), 2) индекс ББК (библиотечно-библиографической классификации); авторский знак, которые присваиваются сотрудником библиотеки (справочно-библиографический отдел).
Под индексами помещаются сведения о рецензенте (или рецензентах) данного издания. Далее следует библиографическое описание (согласно ГОСТ, может быть полным, расширенным или кратким).
После библиографического описания следует текст аннотации.
Аннотация — это краткая характеристика тематического содержания издания (произведения), его социально-функционального и читательского назначения, формы и других особенностей. Она должна быть четкой, краткой, максимально информативной. Это своего рода реклама книги.
Первый абзац аннотации обычно начинается словами: «Учебное пособие (указания) соответствует дисциплине (разделу дисциплины, авторскому курсу и т.д.)…» с указанием номера и названия дисциплины по государственному образовательному стандарту (ФГОС), направления (указываются № и название направления по классификатору) начального, среднего образования, для учащихся ( ) классов.
Далее следует текст самой аннотации, в котором даются краткие сведения о содержании издания (3 — 5 строк, не более).
Последний абзац определяет читательский адрес издания, здесь указывается учащимся каких учебных заведений и классов предназначено данное издание. Следует помнить, о согласовании членов предложений с родовым названием издания:
Предназначены… (для методических рекомендаций, указаний)
Предназначено… (для учебного пособия) и т.д.
В правом нижнем углу оборота титула всех видов изданий помещается знак охраны авторского права : латинская буква С в кружке ©, наименование обладателя исключительных авторских прав — копирайт (от англ. copyright — авторское право), год первого опубликования произведения.
Авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатом творческой деятельности.
Исключительные права автора — имущественные права на использование своего произведения, исключают возможность использования данного произведения другими лицами без согласия автора.
В имущественное право автора ст. 17 — у 25 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» входят: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение (любым способом); 3) право на перевод; 4) право на переработку и другие права.
В книге с несколькими авторами и многими охраняемыми объектами (иллюстрации, оформление, вступительная статья, примечания и т.д.) ставят несколько знаков охраны, уточняя к какому объекту относится каждый.
Например:
© Г.Н.Куменов, 1 и 2 глава, 2009
© Ю.А. Марков, 3,5 глава, 2009
© Д.Н.Юрьев, послесловие, 2009
© Уральская государственная академия ветеринарной медицины, 2009
В методических указаниях составитель не является автором, так как это произведение не результат творческого труда.
В левом нижнем углу в учебных изданиях (при значительных тиражах) помещается знак международного стандартного номера книги (ISBN), состоящий из латинских прописных букв и десяти арабских цифр (ГОСТ 7.53-86).
Еще об оборотной стороне титульного листа (коды, авторские знаки и др.)
ISBN, УДК, ББК и авторский знак – это некие коды, которые позволяют среди массы книг найти одну, искомую.
При этом УДК и ББК – это чисто библиотечные коды, а вот ISBN – это еще и гарантия того, что книга издана официально.
Если на книге не будет указан ISBN, это означает, что она не попала в реестры Книжной палаты, то есть ее не официально выпустили в издательстве, а просто «напечатали» – дома на принтере, к примеру.
Именно с присвоением ISBN связана отправка 16 экземпляров в Книжную палату – как подтверждение того, что такая-то книга такого-то автора действительно выпущена таким-то издательством.
А вот копирайт (всем он известен как значок ©) – это уже другая гарантия – «авторского права». Это означает, что конкретное произведение написал конкретный автор, и если его будут цитировать – то обязаны давать ссылку на данную книгу. Иначе это будет уже плагиат. То есть, копирайт подтверждает авторство и издание книги.
СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
Учебно-теоретические издания
Учебник и учебное пособие
Предназначение учебного пособия – наиболее полное представление содержания учебного курса. В отличие от курса лекций, в учебном пособии материал, как правило, разбивается по логически завершенным разделам и темам, не привязанным к структуре самого процесса обучения (лекциям, семинарам, контрольным рубежам). Кроме того, в учебном пособии в большей степени, чем в курсе лекций, представлена система организации самостоятельной работы студента: мотивационные аспекты, контрольные вопросы и задания, ситуационные врезки, материалы практики, материалы для анализа и т.д.
Стандартная структура учебного пособия
— вводная часть, включающая аннотацию курса с описанием его роли и значимости для будущей профессиональной деятельности; место курса в системе подготовки специалиста и межпредметных связей; требования к освоенности курса; предназначение данного издания; общее описание методики изучения курса;
— тексты, структурированные по вопросам темы, параграфам. Согласно современным представлениям о качественной учебной литературе каждая тема (раздел) предваряется целевыми установками. Кроме того, возможно перечисление перед текстом ключевых (новых) терминов и категорий темы, основных изучаемых вопросов;
— вопросы для самоконтроля с привязкой к теме;
— проблемные и аналитические задания для самостоятельной проработки с привязкой к конкретным темам;
— выделенные в тексте ключевые термины темы с пояснениями;
— список рекомендуемой для изучения литературы;
— глоссарий, который составляется в случае отсутствия расшифровки терминов (ключевых понятий) в тексте;
— заключение.
Каковы требования к объему рукописи учебного пособия? Прежде всего, объем такого учебного издания должен определяться в соответствии с объемом учебной дисциплины. 36 часов учебной дисциплины соответствует 1 зачетной единице. На 1 зачетную единицу должен быть рассчитан объем учебного пособия — 45-48 стр. текста минимально, что составляет 3 п.л.
Общий объем рукописи учебного пособия не должен быть, как правило, менее пяти печатных листов, а учебника – не менее 6-ти печатных листов. Учебник, как правило, создается на базе апробированного учебного пособия (о терминах «учебник» и «учебное пособие» см. Приложение 1).
При определении и оформлении содержания учебного пособия следует ориентироваться на представленную ниже характеристику структуры учебной книги
Характеристика структурных элементов учебной книги
Оглавление
Оглавление является важнейшим элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника, дающим общее представление о структуре книги и ее проблематике. Представляет собой систему заголовков значимых частей книги с указанием страниц, где они помещены. Обычно располагают в начале книги, после титульного листа.
Термины «оглавление» и «содержание» неравноправные, хотя могут заменять друг друга. Оглавление используется в книге на одну тему, написанной по единому плану и разбитой на главы или другие равнозначные части. Содержание используют в сборниках, журналах, методических указаниях.
Заголовки должны быть краткими, лаконичными, а их оформление должно способствовать быстрому поиску информации.
Необходимо помнить, что применение шрифтов различных размеров и жирности делает книгу удобной в использовании.
Предисловие
Предисловие — вводный текст, предваряющий изложение основного текста. Это элемент справочного аппарата. Разновидности предисловий:
«От автора», «От редактора», «От составителя» и т.д.
Предисловие должно:
- l) характеризовать роль и значение дисциплины в образовательной программе, место данного курса среди других дисциплин;
2) содержать основные задачи, стоящие перед студентами при изучении курса;
3) указывать, какой программе (или ее части) соответствует содержание курса;
4) раскрывать основные особенности данного издания, его отличие от предыдущих, методическую направленность его содержания.
Объем предисловия должен быть небольшим.
Введение
Важнейшей составной частью основного текста любого издания является введение, которое ориентирует читателя в его дальнейшей работе с книгой. Обычно это краткий исторический очерк, готовящий читателя к пониманию современного состояния проблем и явлений, изложение основных исходных понятий и раскрытие основной терминологии, обзор взглядов, литературных источников или экспериментальных данных; обоснование постановки и разработки темы.
Текст
Текст раскрывает содержание учебной программы, обеспечивает последовательное, полное и аргументированное ее изложение. Текст условно делится на основной, дополнительный и пояснительный.
Для учебника должно быть характерно такое изложение материала, в котором вводимые новые понятия даются с описанием. Именно это описание делает текст учебным, благодаря ему текст приобретает конструктивную композицию в виде таких составляющих, как параграф или глава.
Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо. Необходимо всегда помнить об основной задаче учебной литературы — помочь специалисту овладеть языком данной науки, способствовать воспитанию у него высокой культуры речи.
Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания целесообразно давать в конце основных структурных элементов текста учебника или пособия, в которых рассмотрен тот или иной программный материал.
Наличие контрольных вопросов и заданий отличает учебные издания от других и помогает учащемуся не только проверить усвоение материала, но и выделить для себя самое важное.
Иллюстрации, таблицы
Иллюстрации способствуют формированию у учащихся представлений о предметах, процессах и явлениях, влияют на эстетическое воспитание студентов, повышают их интерес, да и саму книгу делают более привлекательной и приятной для чтения.
Общие рекомендации к иллюстрациям.
- Иллюстрации должны заменять, дополнять, раскрывать или пояснять текст.
- Иллюстрации должны быть четкими, понятными для чтения. При подготовке иллюстраций необходимо учитывать возможности издательства и полиграфии.
Таблицы позволяют читателю устанавливать графическую смысловую зависимость между понятием, объединяющим материал в строку, и понятием, объединяющим материал в графу; сокращают текст, намного упрощают и ускоряют анализ содержания.
Заключение
Заключение — итог изложения учебного материала. Кроме того, в нем помещают информацию о нерешенных вопросах той или иной отрасли знании, существующих научных школах, гипотезах, основных направлениях дальнейшего развития данной науки.
Библиографический список
Приложения
Приложения — справочно-сопроводительный аппарат книги. Помещают в конце книги. Если приложений несколько, их нумеруют. Ссылки на приложения обязательны. Каждое приложение помещают на отдельном листе. В правом верхнем углу пишут слово «Приложение», далее следует номер арабскими цифрами или буквенный знак. Если приложение переносится на другой лист, пишут «Продолжение приложения 3» и, если на нескольких листах, — на последнем – «Окончание приложения 3».
Образцы оформления титульного листа и оглавления учебного пособия представлены в разделе «Образцы титульных листов…».
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Рабочая тетрадь как учебно-практическое издание
Рабочая тетрадь представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Рабочие тетради — это сравнительно новый и самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы, инновационное полифункциональное дидактическое явление.. Они быстрее других откликаются на потребности образовательного процесса и одновременно формируют эти потребности.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.
Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы обучающихся.
Своим содержание, построением, конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради следует учитывать при ее разработке.
Рабочие тетради являются новым образовательным жанром учебной литературы, который интегрирует не только инновационную технологию образования, но и задает новую траекторию обучения, как теоретического, так и практического.
Требования к рабочим тетрадям
Рабочие тетради — это учебное пособие для индивидуальной работы обучающихся чаще всего одноразового использования.
Рабочие тетради должны включать вопросы и задания следующих групп:
1) на воспроизведение изученного материала,
2) для развития мыслительных операций,
3) для практического применения полученных теоретических знаний;
4) творческие задания.
Определённым достоинством рабочей тетради является размещение в ней разноуровневых заданий (разного уровня сложности) для более эффективной организации индивидуализации образовательного процесса.
Задания в рабочей тетради должны выполняться в виде рисунков, схем, таблиц, инструкций для проведения самостоятельных лабораторных занятий. Кроме того, в тетради должны быть помещены алгоритмы решения задач, графы для выполнения заданий учебника.
Для выполнения работ в тетрадях должно быть оставлено достаточное свободное место.
Помещенные в тетради рисунки, изображающие строение объектов, производственных циклов, должны быть комплементарны к изображениям на учебных транспарантах аналогичного содержания.
Рисунки могут быть цветными или черно-белыми.
Если рабочая тетрадь разрабатывается преподавателем для многоразового использования, то она представляет собой сборник заданий, упражнений, инструкций для выполнения лабораторно-практических работ. В этом случае в обычной тетради студенты отвечают письменно на вопросы и задания, изложенные в учебных материалах и данный вид учебно-практического издания целесообразней отнести к практикуму, задачнику или сборнику упражнений (в зависимости от специфики дисциплины). Образец оформления титульного листа рабочей тетради представлен в разделе «Образцы титульных листов…».
Учебно-методические издания
К учебно-методическим изданиям относятся методическое пособие, учебно-методические пособия, методические рекомендации, методические указания.
Методическое пособие
комплексный вид методической продукции и включает в себя теоретический, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо учебного курса, и обширный дидактический материал. В методическом пособии может быть представлен значительный инновационный опыт, накопленный в системе профессионального образования, и даны рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные преподаватели и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики профессионального образования молодежи.
Целью методического пособия является оказание практической помощи преподавателям и методистам, студентам в приобретении и освоении инновационных знаний как теоретического, так и практического характера.
Методическое пособие включает:
- введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, для какой конкретной аудитории оно разработано, какие конкретные результаты может дать студентам, преподавателям и методистам использование данного пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования молодежи как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое содержание пособия;
- практическую часть, где систематизируется и классифицируется методический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры (или описание) тех или иных форм и методик работы; дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы, иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит преподавателю или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных студентам, преподавателям и методистам рекомендуемых работ. Аннотация рекомендуемой литературы может быть частью введения.
Методическое пособие может сопровождаться приложениями (дополнительными материалами).
Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме доступной и удобной с методической точки зрения для самостоятельного изучения и усвоения учебной дисциплины. Отличительной чертой учебно-методического пособия является комплексный характер подачи материала, т.е. теория в логическом сочетании с практикой.
По своей структуре учебно-методическое пособие представляет сочетание учебного пособия и методических материалов (дополняющих методических материалов). Теоретический материал дисциплины дополняется информативной частью прикладного характера (например, учебно-методическое пособие может содержать помимо теоретического материала методические указания, рекомендации, например, по написанию курсовых работ, или могут быть представлены задачи, задания для самостоятельной работы, самопроверки и самоанализа студента или образцы их решения и т.п.).
Объем учебно-методического пособия — не менее 4 печатных листов.
Методические рекомендации
разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный материал, а даются конкретные советы по организации учебно-воспитательного процесса учебного занятия, воспитательного мероприятия или к решению той или иной проблемы.
Методические рекомендации составляются как для преподавателей, так и для обучающихся.
Целью методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся с литературой на основе рациональной организации ее изучения.
Задачи методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины:
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- содействие развитию творческого отношения к учебной деятельности;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- управление познавательной деятельностью обучающихся.
Функции методических рекомендаций по изучению курса:
- определение содержания работы обучающихся по самостоятельному овладению программным материалом курса;
- описание технологии самостоятельной работы;
- установление требований к результатам изучения курса.
Требования к изложению материала в методических рекомендациях по изучению дисциплины: смысловая точность, объективность, краткость, конкретность, доступность.
Методические рекомендации должны разрабатываться с учетом совместного их использования с другими конкретными учебными изданиями по курсу (учебником, учебным пособием, курсом лекций).
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.
Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
1.Выбор актуальной темы.
2.Изучение источников по избранной теме.
3.Составление плана.
4.Накопление фактического материала.
- Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
- Распределение содержания работы по разделам.
Примерная структура методических рекомендаций:
- Вступительная часть — объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа, указывается адрес.
- Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, преподаватели дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
- Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
- Список использованной и рекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
- Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).
Объем методических рекомендаций, включая иллюстрации должен быть не менее 2,0 п.л., что составляет примерно 48 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.
Методические указания
Методические указания — учебное издание объемом менее 2 п.л., содержащее материалы по методике выполнения лабораторных, курсовых, дипломных и т.п. работ. Следует отметить, что методические указания как вид издания не определен ГОСТ 7.60–2003 и вводится как разновидность учебно-методического пособия малого объема с определенным видом содержания.
При разработке методических указаний следует обращать внимание на отличие данного жанра учебно-методического издания от методических рекомендаций. При этом в качестве основного отличия выступает характер материала — если материал носит характер требования, предполагает неукоснительное соблюдение рекомендуемых норм, пропорций, размеров, алгоритма действия и др., то жанр определяется как методические указания.
Если материал рекомендуется к использованию, а адресат (студент или преподаватель) может выполнить требование или не выполнить, тогда целесообразнее определить данный жанр как методические рекомендации.
Как правило, составление методических указаний необходимо для подготовки студентов к лабораторным работам, практическим занятиям, проведения расчетов, чертежей и т. п.
Библиографическое описание в издании
Культура научного издания предполагает и культуру его библиографического аппарата. Необходимо не только тщательно отобрать включаемые в список документы, но и рационально построить этот список.
Библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
Прикнижные и пристатейные библиографические списки помещают после основного текста.
В качестве заглавия библиографического списка используют стандартные рубрики «Список литературы», «Библиографический список», «Список использованных источников» (этот вариант предпочтителен как наиболее отвечающий изложению результатов научных работ, при выполнении которых используются ссылки на книги, монографии, статьи, нормативные документы, стандарты, инструкции и т.п.), «Список основной использованной литературы».
Библиографические списки состоят их отдельных позиций. Каждая позиция списка представляет собой самостоятельное библиографическое описание.
Библиографические описания, включаемые в библиографические списки, располагают в определенном порядке.
С 1 июля 2004 г. введен в действие ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Целью нового стандарта является полное его слияние с ISBD – Международным стандартным библиографическим описанием, – столь необходимое для согласования российских и международных правил каталогизации, для обмена библиографическими записями без дополнительной доработки.
Использование государственных стандартов на библиографическое описание обязательно при создании личных картотек, конспектов, выписок, в ссылках и списках литературы.
Библиографическое описание (далее БО) состоит из элементов, объединённых в области, и заголовка. Элементы и области приводят в последовательности, установленной в перечнях стандарта.
Элементы БО подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные элементы обеспечивают идентификацию документа. Их приводят в любом БО при наличии соответствующих сведений в документе.
Факультативные элементы дают дополнительную информацию о документе (его содержании, читательском назначении, иллюстративном материале и т.п.).
БО документа может быть полным, кратким (чаще всего используется в авторефератах диссертаций, диссертаций, учебных изданиях) и расширенным.
Полное БО применяется для государственных библиографических указателей и печатных каталожных карточек.
Краткое БО включает только обязательные элементы.
Расширенное БО включает обязательные элементы и один или несколько факультативных элементов.
Приведем несколько пояснений.
ГОСТ предлагает такое библиографическое описание (курсивом обозначены факультативные элементы):
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64, [3] с. ; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.: с. 60–65. – 200 экз. – ISBN 5-201-14433-0.
История России [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред В. Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т. А. Суховой. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с. ; 21 см. – 10000 экз. – ISBN 5-230-10656-5.
ГОСТ 7. 53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Книги (однотомники)
Книга с одним автором
Березикова, Т.И. Внутривузовское издание: Общие правила оформления библиографических ссылок и списков: Методические указания / Т. И. Березикова; Алтайская академия экономики и права. — Барнаул : УКМТ ААЭП, 2004. – 18 с.
Книга с двумя авторами
Агеев, В. Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : учеб. пособие / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс. – М. : МГУП, 2003. – 235 с.
Книга с тремя авторами
Иконникова, Г. М. Научно-методологические и технические основы создания учебных электронных изданий : пособие для использования при самостоят. и дополнит. пед. образовании / Г. М. Иконникова, И. П. Ботвиньева, В. И. Грицук ; Норил. индустр. ин-т. – Норильск : Изд-во НИИ, 2005. – 116 с.
Книга с четырьмя авторами
Бондаренко, В.А. Оформление диссертационных работ (отрасль наук – технические науки): Рекомендации для докторантов, аспирантов и соискателей / В.А.Бондаренко, А.П.Фот, А.И.Сердюк, В.И.Рассоха; Под ред. Бондаренко В.А. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2003. – 16 с.
Книга с пятью авторами и более
Теория зарубежной судебной медицины : учеб. пособие / В.Н. Алисиевич [и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.
Сборник
Малый бизнес: перспективы развития : сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М. : ИНИОН, 1991. – 147 с.
Официальные документы
Конституция (Основной закон) Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.
Диссертации
Медведева, Е.А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы формирования профиля (История, совр. состояние, перспективы) : дис. … канд. пед. наук / Е.А. Медведева. – М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2000. – 151 с.
Автореферат диссертации
Еременко, В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики : автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.И. Еременко. – Барнаул : Изд-во ААЭП, 2000. – 20 с.
Аналитическое описание
Аналитическим считают описание составной части документа (статьи, главы, параграфа и т.п.), и выглядит оно следующим образом:
Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помещена составная часть.
Описание электронных изданий, Интернет-ресурсов
Описание электронных изданий (ресурсов локального доступа)
К данной группе электронных ресурсов относят информацию, размещенную на компьютерных дисках (CD, дискетах и т.п.)
Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880—1882 гг. — Электрон. дан. — М. : ACT [и др.], 1998. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см + рук. пользователя (8 с.) — (Электронная книга). — Систем. требования: IBMPC с процессором 486 ; ОЗУ 8 Мб ; операц. система Windows (Зх, 95, NT) ; CD-ROM дисковод ; мышь. — Загл. с экрана.
Internet шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. — Электрон. дан. и прогр. — СПб.: Питер Ком, 1997. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). — Систем, требования: ПК от 486 DX 66 МГц ; RAM 16 Мб ; Windows 95 ; зв. плата ; динамики или наушники. — Загл. с экрана.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.)+ открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.
Описание Интернет-ресурсов (ресурсов удаленного доступа)
Полное библиографическое описание Интернет-ресурса по ГОСТ выглядит следующим образом:
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ;ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997— . Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
Примеры:
Щавелев, А. С. Теория С. М. Соловьева о «родовой власти» в древней Руси [Электронный ресурс] : (возможности актуализации) // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-99» : [тез. докл.] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. <http://www.hist.msu.ru/Calendar/1999/Apr/lomonos99/Schavel.htm>(22.01.2005)
Казанская, Л. В. Пушкинские мотивы в творчестве Артура Лурье [Электронный ресурс] : опыт муз. ист. расследования // Балт. cезоны : интернет-альм. — 1999. — № 1. <http://www.theatre.spb.ru/seasons/1_1_1999/history/kazanska.htm>(31.01.2008)
Компьютерный набор текста вузовского издания,
оформление
Текст рукописи набирается на компьютере и поступает в редакционный отдел (издательский центр) в распечатанном виде для дальнейшей обработки.
При наборе текста рекомендуется использовать основные системные гарнитуры шрифтов: Times New Roman Cyr, Arial Cyr. Размер основного шрифта — кг. 14, межстрочный интервал – 1-1,5, формат бумаги А4.
Текст набирается с соблюдением следующих правил:
— абзацы отделяются друг от друга одним маркером конца абзаца (применение этого символа в других целях не допускается);
— все слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом;
— перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания один пробел;
— между последней цифрой числа и обозначением единицы измерения следует оставлять пробел (352 МПа, 30 оС, 10 %)
— при наборе должны различаться длинные тире (—) (Alt+0151), короткие тире (– ) (Alt+0150) и дефисы (-);
Обратите внимание! Чаще всего при компьютерном наборе путают дефис и тире. Дефис (-) — это короткая черточка, используемая в словах кто-то, что-нибудь, Олимпиада-2014 и т.п. Дефис никогда не отбивается пробелами. Тире — это знак, который использован в этом предложении. Длинное тире всегда отбивается пробелами с двух сторон. Длинное тире не может стоять в начале строки, если это не прямая речь. По идее, длинное тире должно отбиваться пробелами фиксированной ширины, чтобы при выключке по формату они не растягивались. Короткое тире используется при указании границ диапазона (10–15 градусов, XIX–XX века) или в качестве знака «минус». Пробелами не отбивается.
Подчеркивания в качестве выделений не допускаются.
Иллюстративный материал
Иллюстрации (рисунки) должны обогащать содержание печатного произведения, помогать читателю лучше, полнее и глубже воспринимать его. Каждая имеющаяся иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Обычно используется сквозная или индексационная (подглавная) нумерация. Если рисунок один — он не нумеруется, ссылка на него делается словом «рисунок» без сокращений, а под самим рисунком ничего не пишется.
Рисунок необходимо помещать на той же полосе или на развороте, что и ссылка на него.
Ссылка на рисунок состоит:
1) из условного названия и порядкового номера с необходимым контекстом, оборотом речи:
Например: «Как видно из рис.3…»;
«… представлен на рисунке 5.1»;
сокращение «см.» используется при повторной ссылке на рисунок:
Например: (см. рис.4);
можно делать ссылку в круглых скобках: (рис.5);
2) условного названия иллюстрации, порядкового номера и буквенного или словесного обозначения ее части.
Например: (рис.1,а; рис.2, сверху и т.д.)
Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью. Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:
— наименование графического сюжета, обозначаемое словом «Рисунок»;
— порядковый номер иллюстрации, который указывается без значка № арабскими цифрами;
— тематический заголовок иллюстрации (после точки с большой буквы);
-экспликацию (расшифровку рисунка), которая поясняет рисунок. Перед ней ставится знак двоеточие. Между элементами экспликации точка с запятой.
Должно быть выдержано единое оформление подрисуночных подписей. Подрисуночные подписи должны быть под самим рисунком либо рядом (зависит от способа расположения иллюстрации).
Внимание! Иллюстрация не должна завершать текст.
Общие правила выполнения чертежей регламентируются стандартами, входящими в Единую систему конструкторской документации (ЕСКД): ГОСТ 2.301-68 — ГОСТ 2.319-81.
Начертания и наименования линий регламентируются ГОСТ 2.303-68. Общие правила выполнения схем разного рода (электрических, кинематических, гидравлических, оптических, автоматизации и т.п.) регламентируются ГОСТ 2.701-76.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СОКРАЩЕНИЙ
Правила сокращений слов и словосочетаний устанавливаются ГОСТ 7.12-77, ГОСТ 7.12-93.
Допускается сокращать:
т.е. — то есть
и т.д. — и так далее
и т.п. — и тому подобное (после перечисления)
и др. — и другие
и пр. — и прочие
см. — смотри (при повторной ссылке)
напр. — например
в., вв., гг. — при датах;
г., д., обл., с. — при географических названиях;
г-жа, г-н, им., т. — при фамилии и названиях;
гл., п., подп., разд., рис., с., см., ср., табл., ч. — при ссылках;
млн, млрд, тыс., экз. — при числах в цифровой форме;
гр. — гражданин:
п/п — по порядку.
Не допускаются сокращения:
т.о. — таким образом;
т.н. — так называемый;
т.к. так как.
В специальной литературе допускается употребление без расшифровки только сокращений, понятных читателю: ЭВМ, ЭДС, КПД, ГЭС, НПО и т.п. Другие сокращения должны быть расшифрованы при первом упоминании текста или приводится в отдельном списке условных сокращений.
Форма сокращений по всей работе должна быть одинакова.
Буквенные аббревиатуры — сокращения, образованные из первых букв слов, входящих в словосочетание, и произносимые при чтении в сокращенной форме:
вуз, ЭВМ, НИИ, КЗоТ, ГАЗ-51, склоняются, если читаются по слогам, а не по буквам и род ведущего слова совпадает с родовой формой самой аббревиатуры. При этом падежное окончание пишется строчными буквами и слитно: МХАТа, вуза. ГОСТ, ОСТ — сложносокращенные слова, не склоняются!
Наращения при написании порядковых числительных:
1) 5-й, 5-е, 5-м, 21-м или 17%-й раствор, если последней букве числительного предшествует гласная;
2) 4-го, 4-му, 60-ми.
Знаки №, оС и т.д. при нескольких числах не удваивают и ставят один раз: № 5, 7, 9; от 50 до 60 оС; от 8 до 9 % и т.д.
Если в тексте приводят ряд (группу) числовых значений, выраженных одной и той же единицей физической величины, эту единицу указывают только после последней цифры ряда.
Пример: 5,9; 8,5; 10,0 см;
При стечении в конце сокращения двух одинаковых согласных одна усекается: ил., а не илл.
Даты
В современных документах принята следующая стандартная форма написания дат:
07.08.2009 г;
2000/2001 учебный год;
90-е годы XX века; в 1960-1980 гг.; в период 1890-1910 годы. При датах в круглых скобках (1789-1793) – без сокращения гг.
Ниже представлены варианты сокращения наиболее употребительных слов. Следует обратить внимание, что точки в каких-то случаях ставятся, а каких-то – нет.
ил. – иллюстрацияин-т – институттип. – типографияс. – страницаучен. –ученыйканд. – кандидат
техн. – технический проф. – профессор акад. – академик доц. — доцент напр. – например с – секунда ч – час т – тонна
|
авт. – авторавтореф. – автореферата.с. – авторское свидетельствоадм. – административныйакад. – академияАО – акционерное общество
аннот. – аннотация ж.д. – железнодорожный им. – имени т. – том тт. – тома см – сантиметр км – километр кг – килограмм (и др. единицы СИ)
|
ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ
В данном разделе приводятся рекомендации по оформлению данного вида учебных изданий и порядке представления его на рецензирование и на рассмотрение методической комиссии или методического совета.
Самыми распространенными среди самостоятельно разрабатываемых преподавателями электронных учебных изданий являются компьютерные презентации (выполненные в программе Power Point), электронные учебники и электронные учебно-методические комплексы (для дистанционных форм обучения, для студентов заочной формы обучения, экстерната и др.).
Для того, чтобы оформить материал соответствующим образом для рецензентов, следует подготовить сопроводительную документацию и собственно программный продукт (электронный учебник, презентации, ЭУМК и др.).
Структура сопроводительной документации:
— титульный лист (ведомственная принадлежность учебного заведения, официальное его название, наименование кафедры, автор(ы), заголовок, подзаголовок, место и год разработки);
— оборотная сторона титульного листа (см. раздел «Образцы оформления….»);
— пояснительная записка (составляется в соответствии с принципами написания введения к учебному пособию – об этом – выше);
— Технические характеристики (минимальные системные требования). Минимальные системные требования включают в себя: требования к компьютеру (тип, процессор, частота; объем свободной памяти на жестком диске; объем оперативной памяти); операционной системе; видеосистеме; акустической системе; необходимое дополнительное программное обеспечение (не входящее в состав электронного издания) и оборудование.
К сопроводительной документации прилагается носитель (диск, дискета и т.п.) с этикеткой, содержание которой повторяет титульный лист сопроводительной документации и минимальные системные требования.
Использованный материал:
Виды научных и учебных изданий в вузе: Методические рекомендации для преподавателей / сост. И.Х. Кутейникова. – Троицк, 2009. – 24 с.
В разделе представлено 2 перечня учебных изданий, прошедших экспертизу и получивших гриф Синодального ОРОиК. Публикуются 2 перечня: перечень изданий с действующим грифом и перечень изданий, у которых срок действия грифа истек.
Перечни содержат основные сведения: наименование пособия, издателя, целевую аудиторию, краткую аннотацию, наименование грифа.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИЗДАНИЯМ РЕГУЛЯРНО ОБНОВЛЯЕТСЯ, СЛЕДИТЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ!
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ГРИФОМ
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НЕ ПРОДЛИВШИХ ГРИФ
Учебные издания, не продлившие гриф
Обращаем внимание авторов (издательств) о необходимости официально обратиться в Синодальный ОРОиК для продления грифа на издание!
Проезд: м. Тушинская, выход (№ 6) в сторону Волоколамского шоссе. На любом городском общественном транспорте до ехать до остановки «Платформа Трикотажная». Ориентир — зеленое двухэтажное здание, вход через калитку. Второй этаж, кабинет № 14.
Дополнительную информацию можно узнать по телефону: +7 (495)650-10-70 (доб. 143).
Ответственный секретарь Экспертного совета Матвеев Вячеслав Михайлович.
Электронная почта: vm@pravobraz.ru