15 мая 2015 г. |
ПРИКАЗ № 71-1
Руководствуясь ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, Уставом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 06.05.2014г. № Р-01/12,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить ПОЛОЖЕНИЕ «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЧАСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ), НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗНАНИЙ ОБ ОСНОВАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, О НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ, ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА, РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».
- Разместить текст ПОЛОЖЕНИЯ на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации,
митрополит Ростовский и Новочеркасский |
+ Меркурий |
УТВЕРЖДАЮ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА
РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
митрополит Меркурий
15 мая 2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви
- Отношения, регулируемые Положением
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок проведения экспертизы в Русской Православной Церкви примерных основных образовательных программ (далее — ПООП) в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви.
1.2. Нормативно-правовой основой настоящего Положения является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ», Устав Русской Православной Церкви, Распоряжение Патриарха Московского и всея Руси Р-01/12 от 06.05.2014 г., иные нормативные акты Русской Православной Церкви.
1.3. Органом, уполномоченным Русской Православной Церковью осуществлять экспертизу ПООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви, является Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее — СОРОиК РПЦ).
Во исполнение данного Положения, в рамках переданных ему Русской Православной Церковью полномочий и в пределах своей компетенции СОРОиК
РПЦ разрабатывает и утверждает инструкции и приказы, дает официальные разъяснения и рекомендации, взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, другими Синодальными учреждениями, организациями Русской Православной Церкви, иными организациями.
- Основные термины и определения
Примерная основная образовательная программа (далее — ПООП) — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
ПООП разрабатывается в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской Федерации, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса определенного уровня и (или) направленности образования. На основе ПООП разрабатывается основная образовательная программа образовательной организации с учетом ее типа, вида, направленности образования, интересов участников образовательного процесса.
- Цели и принципы экспертизы
3.1. Целью экспертизы является установление соответствия (не соответствия) содержания ПООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви вероучению, историческим и культурным традициям и нравственным принципам Русской Православной Церкви в соответствии с ее внутренними установлениями.
Экспертиза также имеет целью оказание содействия разработчику ПООП в части ее содержания, требующего специальных познаний в области православного христианского вероучения, исторических и культурных традиций и нравственных принципов православного христианства, Русской Православной Церкви, ее внутренних установлений.
3.2. Экспертиза основывается на принципах открытости, объективности, независимости, всесторонности, полноты исследования и оценки.
- Основания и условия проведения экспертизы
4.1. Проведению экспертизы предшествует направление Советом по примерным основным образовательным программам Министерства образования и науки Российской Федерации или иным уполномоченным лицом (далее — Совет) в СОРОиК РПЦ проекта ПООП. При направлении проекта ПООП Совет определяет порядок возмещения расходов СОРОиК РПЦ на организацию и проведение экспертизы.
4.2. Основанием для проведения экспертизы является акт (направление) уполномоченного органа государственной власти в сфере образования и (или) договор с разработчиком проекта ПООП, если иное не предусмотрено законодательством.
4.3. ПООП передается в СОРОиК РПЦ на печатном носителе (3 экземпляра) и на электронном носителе в электронном виде.
- Производство экспертизы
5.1. Производство экспертизы включает исследование представленных материалов, проведение анализа, формулирование оценки (вывод), составление экспертного заключения.
5.2. В рамках производства экспертизы СОРОиК РПЦ обязан:
1) организовать выполнение экспертизы;
2) провести исследование и дать обоснованное заключение;
3) в качестве результата экспертизы представить в Совет экспертное заключение в письменном виде (2 экземпляра) на бумажном носителе и в электронном виде на электронном носителе в срок не позднее 30 дней с момента передачи проекта ПООП в СОРОиК РПЦ.
- Экспертное заключение
6.1. Экспертное заключение — письменный документ, отражающий результаты исследования, проведенного комиссией экспертов СОРОиК РПЦ, содержащее оценку проекта ПООП и вывод о соответствии, либо несоответствии содержания ПООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви вероучению, историческим и культурным традициям, нравственным принципам Русской Православной Церкви в соответствии с ее внутренними установлениями.
Основными критериями вывода о соответствии содержания ПООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви вероучению, историческим и культурным традициям и нравственным принципам Русской Православной Церкви являются,
— использование в содержании ПООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры принятых в Русской Православной Церкви понятий, представлений, терминологии;
— соответствие используемых в ПООП формулировок, положений, относящихся к содержанию образования, целям и задачам образования, планируемым результатам образования, условиям образовательной деятельности и др. при изучении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры вероучению, историческим и культурным традициям, нравственным принципам, принятым в Русской Православной Церкви;
— отсутствие в соответствующих разделах ПООП формулировок, положений, противоречащих основным богословским догматическим положениям, канонам, нравственным принципам, принятым в Русской Православной Церкви.
6.2. В экспертном заключении должны быть отражены:
1) время производства экспертизы;
2) основания производства экспертизы;
3) полные данные представленной для экспертизы ПООП;
4) экспертная оценка (вывод);
6.3. Экспертное заключение исполняется в 3 экземплярах, которые подписывают Председатель СОРОиК РПЦ.
6.4. Два подлинных экземпляра экспертного заключения передаются в Совет, один подлинный экземпляр экспертного заключения хранится в СОРОиК РПЦ.
6.5. СОРОиК РПЦ имеет право опубликовать экспертное заключение.
6.6. Если экспертным заключением установлено соответствие содержания ПООП вероучению, историческим и культурным традициям и нравственным принципам Русской Православной Церкви, указанные сведения со ссылкой на экспертное заключение СОРОиК РПЦ с указанием его номера и даты вносятся в выходные данные ПООП.
6.7. На основании экспертизы СОРОиК РПЦ вносит ПООП, содержание которой в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, направленных на получение обучающимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви соответствует вероучению, историческим и культурным традициям и нравственным принципам Русской Православной Церкви в реестр ПООП, прошедших экспертизу Русской Православной Церкви. Реестр размещается на официальном сайте СОРОиК РПЦ.
- Эксперты
7.1. Экспертом может быть специалист, имеющий высшее образование, ученую степень по педагогике и (или) богословию, опыт работы в сфере образования, религиозного образования Русской Православной Церкви не менее 5 лет.
7.2. Специалисты, отвечающие требованиям п. 7.1 настоящего Положения приобретают статус эксперта ПООП с момента утверждения их кандидатур в Списке экспертов ПООП СОРОиК РПЦ председателем СОРОиК РПЦ.
7.3. Проведение экспертизы поручается комиссии экспертов в составе не менее двух человек из Списка экспертов ПООП СОРОиК РПЦ, включая не менее одного специалиста, имеющего ученую степень по богословию, и не менее одного специалиста, имеющего ученую степень по педагогике. Персональный состав экспертов для каждой экспертизы утверждается распоряжением Председателя СОРОиК РПЦ.