С переходом на дистанционное обучение в «Ховринской гимназии Лампада» учитель иностранных языков работает в автомобиле возле сотовой вышки, а в многодетных семьях дети делят компьютер. Подробно о дистанционном учебном процессе рассказал директор гимназии Денис Алексеев.
«Ховринская гимназия Лампада» обучает детей с 1 по 4 классы. Сейчас в ней учатся 37 человек, из которых 21 ребёнок — из многодетных семей, а 6 человек — учащиеся 5 класса, которые занимаются по семейной форме обучения (занятия и консультации по программам ФГОС СОО).
С 16 марта из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции в Москве, во исполнение письма Департамента образования и науки города Москвы и распоряжения мэра Москвы Сергея Собянина в гимназии были сформированы несколько групп наполняемостью до 12 человек, которые посещали уроки очно. 50 % учащихся перешли на электронное обучение.
Из-за такого комбинаторного обучения на учителей многократно возросла нагрузка. После урочных занятий им приходилось дополнительно готовить электронные материалы, проверять домашние задания учеников, которые учились дома, и связываться с ними. На исправление тех или иных ошибок в заданиях затрачивалось большое количество времени: каждую ошибку приходилось подробно расписывать и пояснять в электронных письмах.
С 31 марта гимназия полностью перешла на дистанционное и электронное обучение. Сразу возник ряд трудностей, связанный с технической оснащённостью дистанционного образовательного процесса (компьютеры/ноутбуки, веб-камеры и микрофоны). У многих педагогов и учащихся не было необходимой техники.
Чтобы решить этот вопрос, школа дополнительно закупила несколько веб-камер. Ими обеспечили нуждающихся учителей. Также были предоставлены ноутбуки, которые были в наличии, нескольким педагогам и учащимся из многодетных семей. Однако хватило не всем желающим: не всех учителей и учеников удалось обеспечить необходимой техникой.
Саму дистанционную работу находящихся на самоизоляции учеников и педагогов оказалось организовать непросто. В самом начале перехода на дистанционное обучение предлагалось много разных образовательных платформ, но не все оказались в полной мере эффективными, на наш взгляд, для организации онлайн-уроков. К примеру, Московская электронная школа (МЭШ), библиотекой которой предлагалось воспользоваться, не давала такой возможности из-за того, что сайт постоянно висел в течение длительного времени. Отметить отсутствующих и проставить отметки детям, обучающимся дистанционно, своевременно не получалось — это удавалось сделать либо рано утром, либо поздно ночью.
Возникла острая необходимость в поиске и других платформ для дистанционного обучения детей, рекомендованных Департаментом образования и науки города Москвы. Мы остановились на трёх из них: это Zoom, Учи.ру и Яндекс.Учебник.
С платформой Zoom поначалу возникли некоторые трудности, в первую очередь в ее установке и освоении — на это ученикам и учителям потребовалось время. В процессе работы были и сохраняются по сию пору, среди прочих, негативные моменты:
● платформа часто «подвисает»,
● при низкой способности интернета возникает неустойчивое соединение,
● при 40-минутном бесплатном лимите времени через 30 минут обучения появляется реклама, которая мешает полноценно закончить урок.
Некоторые классы вынужденно перешли на платную версию платформы.
Сложнее всего организовать дистанционное обучение — вне стен школы, в режиме самоизоляции — оказалось многим учащимся, в частности, из многодетных семей, и педагогам. Иметь дома несколько ноутбуков/компьютеров, да ещё и оснащённых необходимым для учебы оборудованием, может позволить себе не каждый. А многим членам семьи тоже необходимо работать и учиться дистанционно. Как распределить время работы и учёбы? Педагогам пришлось работать с 9 часов утра до 16-17 часов, с окнами в расписании уроков. Поскольку в гимназии учатся дети из одной многодетной семьи и во 2-м, и в 3-м, и в 4-м классах, а компьютер у них на всех только один. И таких семей несколько.
После онлайн-уроков учебный день учителей продолжался и продолжается по сию пору допоздна — остается необходимость проверки выполнения домашних заданий, различных видов работ, тестов, карточек, и пр., которые ученики присылают всеми доступными для них средствами связи: и по электронной почте, и с помощью WhatsApp и Viber. Поэтому вопрос отдыха для наших учителей стоит остро в это непростое время.
А что говорить о семьях детей и учителей, которые решили провести изоляцию на дачах, где не установлен интернет, или он имеет низкую скорость и плохое качество соединения? Пример нашего учителя иностранных языков наглядно демонстрирует трудности и тяготы такой работы. Ее многодетная семья в сложившихся эпидемиологических условиях самоизолировалась на даче в 100 км от Москвы. В местности нет постоянного соединения с интернетом, и она до сих пор вынуждена проводить свои уроки, выезжая на машине к ближайшей вышке. По несколько часов в день она работает в автомобиле в таких условиях.
По опросу, проведенному среди родителей (законных представителей), непросто приходится и им. Многие работают удаленно, и организовать учебное время своего ребёнка в полной мере не всем удается. Дети — особенно 1-й класс — не ощущают дома рабочую обстановку, к которой они привыкли в школе. Им трудно сосредоточиться на объяснении учителя, которого они видят только в узком окошке; они часто отвлекаются на посторонние шумы и звуки. Могут повести себя нестандартным образом: залезть под стол, уйти с урока под разными предлогами.
Родители отмечают, что участились жалобы детей на головные боли, резь в глазах, сильную усталость и повышенную утомляемость от постоянной работы за компьютерами, несмотря на выполнение всех рекомендаций СанПиН по соблюдению режима работы с компьютерными средствами обучения (проведение физминуток, гимнастики для глаз, перерывами в учёбе и пр.), которые применяют учителя во время проведения занятий.
Сейчас и педагоги, и родители, и, в первую очередь, дети испытывают огромную усталость от такого формата обучения и мечтают поскорее оказаться в родной школе. Там, где можно пообщаться со всеми, увидеть ободряющую улыбку учителя, который поможет не только словом, но и делом. Например, останется после уроков, дабы объяснить неусвоенный материал или решить не понятую вовремя задачу.
Наша школа поддерживает очное обучение в силу физиологических возрастных особенностей обучающихся. Качественное восприятие информации дистанционно в любых формах для них неэффективно.
Общеобразовательное частное учреждение «Ховринская гимназия Лампада»
125414, Москва, ул. Фестивальная, д. 77, корп. 1
тел. +7(495) 456-31-52
сайт: http://lampada-obr.ru/
e-mail: lampada2016@mail.ru
Информационная служба Синодального ОРОиК благодарит гимназию за отклик и приглашает другие православные школы и образовательные организации тоже рассказать об опыте организации дистанционного учебного процесса. По всем вопросам пишите: media@pravobraz.ru.
Информационная служба Синодального ОРОиК