В стартовавшем 8 декабря форуме участвуют священнослужители Астраханской митрополии, преподаватели, студенты, общественные и государственные деятели. Одной из главных тем мероприятия стало духовно-нравственное развитие молодёжи: современные образовательные стандарты, религиозное и патриотическое воспитание молодого поколения.
«В общественном сознании понизился статус таких понятий, как нравственность, добро, красота и духовность, патриотизм и культура. Наше государство за последний век пыталось создать общество без веры, без сердца и без совести. И это показывает нам сегодня свои результаты. Истинная культура есть связь человека с Творцом и всем миром. И эта связь называется религией. Эта связь должна пройти через все отношения людей и народов», — подчеркнул митрополит Астраханский и Камызякский Иона.
По мнению главы Астраханской митрополии «душу надо возделывать как цветущий сад — с любовью, наполнив добрыми мыслями». И большую роль здесь играет современная система образования.
Своё мнение о том, что форум будет способствовать укреплению ценностей в молодёжной среде выразил и глава Астраханской области губернатор Александр Жилкин. «На основе уничтожения нравственности мы получили ряд проблем и в 90-е стали терять молодёжь, — заявил губернатор, — очень важно, чтобы подрастающее поколение имело духовный стержень, опиралось на традиции и культуру».
«Школа — не церковь, но задача педагогики — возвращение личности к собственной сущности, — заявил, приехавший на Рождественские чтения в Астрахань руководитель Отдела религиозного образования Ростовской епархии протоиерей Андрей Мекушкин, — за стандартами в школах перестали видеть учеников, работать с душой, внутренним миром». Во многом, по мнению участников Чтений, этому способствовали годы отрицания веры, за которыми последовали 90-е: время вседозволенности и вражды.
В этом году в рамках работы секций участники Чтений обсудят вопросы взаимодействия Церкви и образовательных учреждений, преподавание «Основ религиозных культур и светской этики», проблемы учебно-воспитательной работы в вузах и ссузах, вопросы современной культуры, её традиции и новации, а также социальное служение Церкви и государства.