В нашей стране, наконец, повернулись к дошкольному образованию. Проблемы дошкольного образования сегодня обсуждаются на разных уровнях: о них заявляют Президент и Правительство Российской Федерации, экспертные и родительские сообщества.
По решению Правительства на 2013 год увеличен бюджет на развитие системы дошкольного образования в связи с актуальностью проблем доступности и качества образования. На сегодня перед всеми дошкольными образовательными учреждениями в связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований (далее – ФГТ ), нового Федерального закона «Об образовании в РФ» стоит задача, направленная на повышение эффективности и качества деятельности дошкольного учреждения.
Одним из значимых моментов в повышении качественного уровня программ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников являются разработанные Отделом важные документы: «Православный компонент дошкольного образования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и к нему «Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста».
Эти документы широко обсуждались на круглом столе с приглашением представителей разных категорий работников дошкольных учреждений, епархий, Управлений образования, вузов и общественности и были помещены на сайте Синодального отдела и в установленном порядке утверждены Председателем Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.
Православный компонент представляет собой церковный Стандарт воспитательно-образовательной деятельности для православных дошкольных образовательных учреждений и является также основным нормативным документом при конфессиональной аттестации детских садов. Он может использоваться семейными детскими садами, воскресными школами, центрами и клубами по духовно-нравственному воспитанию детей, а также как видовое приоритетное направление на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей или лиц, их замещающих) может быть использован в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание Православного компонента дошкольного образования в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, предполагает введение учебно-методического курса «Основы православной культуры» (название пособия может варьироваться). Таковым документом является «Примерное содержание Программы православного воспитания детей дошкольного возраста», главной задачей которого является формирование у детей основ православного мировоззрения.
Православный компонент дошкольного образования:
• Опирается на существующее законодательство (Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», Закон «О свободе совести и вероисповедания», «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»),
• Разработан с учетом «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации (23 ноября 2009 года),
• Является приложением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви (27 июля 2011 года).
• Учитывает более чем двадцатилетний опыт духовно-нравственного образования и воспитания в системе образовательных организаций Русской Православной
Функции Православного компонента дошкольного образования:
• правовая: обеспечение прав православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве;
• системообразующая: построение целостной системы непрерывного православного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, единства, верности традиции;
• контрольно-регулятивная: определение критериев и показателей результативности образовательного процесса в целях контроля и оценки эффективности деятельности православных образовательных организаций,
• педагогическая: создание возможности для формирования православной образовательной и воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.
Дошкольный Компонент по аналогии с «Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» встраивается во все разделы этого документа.
Данный документ разработан с учетом всех видов детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой, музыкально-художественной, чтения) и ориентирует на создание микросреды полноценного развития.
Документ конкретизирует духовно-нравственное содержание всех образовательных областей, как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» и решает задачи духовно-нравственного развития детей, встраивается в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования в перечисленные образовательные области, а также может встраиваться в часть, формируемую участниками образовательного процесса как приоритетное направление, возможность свободного вариативного использования программ духовно-нравственного воспитания в соответствии со спецификой культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
К Православному компоненту разработано «Примерное содержание программы по православному воспитанию детей дошкольного возраста». Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы, в которых дается тема и содержание занятий по каждому возрасту: примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 3-4 лет (младшая группа); в возрасте 4-5 лет (средняя группа); в возрасте 5-6 лет (старшая группа); в возрасте 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Каждый раздел включает в себя следующие темы: Ребенок и его окружение; Бог — Творец мира; Молитва — общение с Богом; Церковь — дом Божий; Священная история Ветхого Завета; Божии заповеди; Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа; Церковные праздники; Жития святых; Дни Ангела детей.
Реализация «Православного компонента дошкольного образования» и Примерного содержания Программы православного воспитания детей дошкольного возраста позволит не только православным, но и светским детским садам лучше ориентироваться в подборе материала по воспитанию детей на православных ценностях, и осуществить непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания на всех ступенях общего образования.
Что же касается реализации Православного компонента дошкольного образования, то необходимо избегать известных побочных эффектов таких, например, как формализация, универсализация опыта, оскудение творческой инициативы и других негативных явлений. В процессе воспитания дошкольников, особенно в духовно-нравственной сфере, такого рода эффекты способны дискредитировать любое конструктивное начинание и дать, в итоге, обратный результат. В связи с этим, чрезвычайно важно позиционировать Православный компонент дошкольного образования как базовую основу и стимул для творческой инициативы и самостоятельности специалистов.
В этом году нашим Отделом планируется изучение реализации Православного компонента дошкольного образования в практику работы детских садов и открытие экспериментальных площадок по этому направлению, Мы надеемся получить от Вас, участников Чтений, информацию по его реализации.
В последнее время мы наблюдаем рост интереса со стороны руководителей и педагогов светских учреждений к вопросу воспитания детей на православных ценностях. Все чаще к педагогам обращаются родители с пожеланием ввести в образовательную программу духовно — нравственную составляющую.
Однако осуществить эти пожелания затрудняет специфика государственных нормативно-правовых документов по дошкольному образованию, которые недостаточно учитывают приоритетность задач духовно-нравственного развития личности, («Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г., № 2562) и «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждены Министерством образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г., № 655).
Для осуществления этих задач Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви направил на рассмотрение поправки к действующим нормативным актам в Министерство образования и науки РФ, а также вынес на обсуждение Общественной Палаты РФ, которая поддержала эти предложения и направила их в соответствующие государственные органы.
На сегодня общими усилиями добились внесения изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ («Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.11 г., № 2151), в котором одним из Требований является «создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка».
Что же касается «Закона об образовании в РФ» хочу обратить Ваше внимание на то, что совместными усилиями добились того, что в Законе дошкольное образование получило статус суверенной и самоценной ступени и органично вписано как и ранее в систему общего образования и наконец- то внесен термин «нравственное воспитание» в дошкольное образование.
91 статья Закона впервые вводит понятие о регулировании деятельности образовательных организаций, находящихся в введении Церкви, для которых необходима конфессиональная аттестация.
К сожалению вызывает озабоченность порядок финансирования как муниципальных детских садов так и православных. С введением нового Закона уровень ежемесячной оплаты за содержание ребенка в государственных и муниципальных детских садах может возрасти.
С января следующего года изменения в Федеральном законе «Об образовании» от 28 февраля 2012 г. «негосударственные образовательные учреждения получат финансовое обеспечение в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений» не будут иметь силы.
Но хочу Вас предупредить, что с выходом Распоряжения Правительства Р Ф от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее – план мероприятий) в том числе и к качеству в сфере дошкольного образования.
Одним из основных направлений сферы дошкольного образования является реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования, которое включает в себя:
разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Вместе с тем, по данным статистики, почти 40% детей по всей России не обеспечены возможностью получения дошкольного образования. Более 2 млн. детей в возрасте от 1,5 года ожидают получения места в детском саду.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
В прошлом году на заседании секции мы пришли к единому мнению о Стандарте дошкольного образования. Стандарты, подобные тем, что внедряются в школах, дошкольному образованию не нужны, На сегодняшний день в дошкольном образовании не действуют стандарты, а действуют федеральные требования. По своей форме они похожи на стандарт, там только нет составляющей, которая называется оценкой достижений детей, Оценивать и стандартизировать надо условия, в которых находятся дети, и работу педагога, который с ними занимается. Раннее обучение негативно сказывается на психике ребенка и влечет за собой проблемы в школе. В данном Распоряжении говорится о разработке Стандарта по дошкольному образованию, что идет в разрез с требованиями нового Закона «Об образовании в РФ» ст. 11. (стандарты по дошкольному образованию не предусматриваются).
В связи с Распоряжением Правительства возрастает роль повышения квалификации педагогов, особенно руководителей учреждений по программе «Менеджмент в образовании». В отдельных епархиях имеется опыт организации повышения квалификации педагогов на базе высших учебных заведений. Это направление заслуживает внимания и распространения.
В связи с введением в государственных школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики» мы считаем, что эту работу необходимо начинать раньше, включая занятия духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования. Это особенно значимо в плане преемственности детского сада и школы. Вопрос представляется актуальным, поскольку дошкольный возраст является наиболее важным периодом развития человека, определяющим духовно-нравственную направленность его личности. Совместными усилиями будем постепенно решать эту задачу.
Все последние документы заставляют нас по новому взглянуть на развитие системы дошкольного образования и всем нам необходимо оперативно и своевременно реагировать на нововведения со стороны высших органов власти.
Сегодня вопросы укрепления положения негосударственных образовательных православных организаций будут рассматриваться на парламентской секции в ГД РФ.
Мы от нашей секции делегируем наших представителей из Белгородской епархии для участия в работе этой секции. Работа секции состоится сегодня в 12.30. Мы хотим, чтобы нас услышали, ответили и вынесли на рассмотрение наши вопросы по улучшению деятельности образовательных учреждений.
В заключение хочу пожелать всем участникам добрых и полезных результатов от обсуждений, встреч. участия в работе Международных Рождественских образовательных чтений.
Алла Алексеева, специалист по дошкольному образованию и вопросам церковных приютов Сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (журнал “Православное образование», весна 2013)