9 декабря 2020 года в Мурманске состоялись XVI Трифоновские чтения — региональный этап XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
В пленарной части Чтений приняли участие митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, епископ Североморский и Умбский Тарасий, министр образования и науки Мурманской области Ольга Дзюба. В зале заседания присутствовало духовенство обеих епархий, а также приглашенные педагоги. Дистанционно к конференции подключилось более 600 педагогов региона.
— Мы чувствуем веление времени, возвращаемся к подлинным истокам и начинаем понимать, сколь велика наша история, — отметил в приветственном слове митрополит Митрофан, обозначая особую важность темы Рождественских чтений для северян. — Имя Александра Невского, удивительного святого и государственного деятеля, особо значимо для нашего края. Его имя – имя России. Так признал народ! Замечательно, что именно он даровал нам Кольские земли. Александр Невский являет нам великий пример, которому мы призваны следовать, воспитывая наших детей и внуков. Если мы пойдем по этому пути, то у нас впереди есть будущее! Сила нации, сила народа – в его традициях и его великом прошлом. Нам есть чем гордиться.
В рамках пленарного заседания было подписано Соглашение о сотрудничестве и План совместных действий на 2020-2023 годы между Министерством образования и науки Мурманской области и епархиями, входящими в состав Мурманской митрополии.
— Я радуюсь тому, что у нас создалась традиция сотрудничества. Это самое главное, на чем всегда базируется мощь государства и подлинная здоровая составляющая общества, — прокомментировал подписание Соглашения митрополит Митрофан.
Традиционные направления сотрудничества – участие учителей и воспитателей в краеведческой международной конференции «Феодоритовские чтения», совместное проведение творческих конкурсов для педагогов и школьников, различных олимпиад, фестивалей, а также Трифоновских образовательных чтений (регионального этапа Международных Рождественских чтений Русской Православной Церкви).
— Наша совместная задача заключается в том, чтобы показать детям, что духовные и нравственные ценности – это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, а принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и отдельных человеческих судеб, — отметила перед подписанием Соглашения Ольга Дзюба, Глава регионального Министерства образования и науки.
Благодаря ежегодному обновлению Соглашений и Планов, сотрудничество происходит уже долгое время.
— Трифоновские чтения – пример удивительного соработничества государства и Церкви на протяжении 16 лет. Это взаимодействие востребовано жизнью. Есть плоды этих трудов. Самое главное, чтобы эти плоды давали ростки в душах тех, ради кого это совершается, то есть в душах наших детей. Дай Бог, чтобы эта работа была продолжена, — отметил епископ Североморский и Умбский Тарасий.
В своем пленарном докладе митрополит Митрофан рассказал о роли благоверного князя Александра Невского в истории Крайнего Севера, о его славных деяниях, определивших судьбу земель Великой Лапландии и дальнейшую историю освоения Кольского Севера. Владыка представил участникам встречи свою книгу «Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития», в которой, основываясь на неизвестных и малоизвестных исторических документах, автор восстанавливает утраченные страницы жития князя Александра и его непосредственную роль в прирастании территории России богатейшими землями Крайнего Севера Европы.
Также Владыка рассказал об обнаруженных архивных документах, раскрывающих изначальный замысел строительства в Мурманске кафедрального собора как величественного храма-памятника всем погибшим в годы Первой мировой войны, и продемонстрировал копии документов Святейшего Синода 1917 года о начале общероссийского сбора средств на его строительство с резолюцией Николая II «Всем сердцем поддерживаю».
Завершая выступление, глава Мурманской митрополии подарил свои книги Институту развития образования, организовавшему дистанционную работу Чтений.
С докладом на тему церковно-государственного соработничества в сфере образования выступил иерей Константин Жданович, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Мурманской епархии.
— В сфере образования наши совместные усилия направлены на развитие коммуникации с педагогическим сообществом, на передачу подрастающему поколению ключевых представлений о национальной идентичности, что необходимо в условиях девальвации нравственных ценностей, дефицита адекватных мировоззренческих смыслов и религиозного невежества. Вместе мы призваны формировать ценностные идеалы и ориентиры с учетом исторического опыта и отечественной культурной традиции, — отметил священник.
Методист МБУО «Районный методический кабинет» г. Колы, победитель межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2020 году, Яна Петрова представила участникам конференции авторский проект воскресной школы храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кола «Когда мы вместе, и душа на месте!».
Далее состоялась работа тематических секций. В связи с ограничительными мерами по распространению коронавирусной инфекции впервые Трифоновские образовательные чтения прошли в дистанционном формате, что ни в коей мере не умаляет их значимости и масштаба. Как и в прошлые годы, география участников форума была обширна, тематика докладов охватывала самый широкий круг вопросов и отражала богатый опыт педагогической практики в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Клирики Мурманской епархии совместно с педагогами возглавили дистанционную работу секций по следующим направлениям:
— Приобщение дошкольников к исторической и культурной памяти народа;
— Северо-Западная Русь в XIII веке: методические аспекты преподавания на уроках истории;
— Предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР: сохранение духовных традиций нардов России;
— Историческое наследие России как школа воспитания нравственных ценностей;
— «Во славу земли Русской»: образы защитников Руси в литературе и искусстве».
Региональный образовательный форум призван служить объединению сил педагогов в трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования системы образования и воспитания. В рамках работы секций коллеги делились практическим опытом, наработками и материалами по профилю своей деятельности, расширяя представление о целях и задачах церковно-государственного диалога в сфере образования. Развитие и углубление такого общения есть не что иное, как возвращение к искусственно прерванной в XX веке традиции.