Ваши Преосвященства! Уважаемые участники Чтений!
Дорогие друзья!
Рад приветствовать Вас на XVIII Димитриевских образовательных чтениях, которые открылись в этом году в зале Донского государственного технического университета. Выбор места был не случаен. Именно в стенах этого университета, впервые на Дону, началось преподавание элективного курса «Основы православной культуры». Введя этот предмет в учебную программу, мы двигаемся в фарватере ведущих мировых ВУЗов, где религиозно-теологическая составляющая играет заметную роль в жизни университетского сообщества. Это не случайный выбор. Ведь именно «в студенческие годы, ‑ по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ‑ формируется капитал, который работает потом всю жизнь, принося свои проценты. И, наверное, самое лучшее вложение, которое может сделать человек для себя ‑ это вложение в образование». Полноценно образованным человек может чувствовать себя только тогда, когда мир его гуманитарных, технических и точных научных знаний органично сочетается с традиционной культурной парадигмой и духовно-нравственной системой ценностей. Я сердечно хотел бы поблагодарить ректора Донского государственного технического университета Бесариона Чохоевича Месхи, а в его лице весь профессорско-преподавательский состав вуза.
Весьма значимым мне видится и то, что на такой широкой образовательной площадке Донская митрополия выступает в своей иерархической полноте и единстве. Я благодарю преосвященных архиереев Донской митрополии за активное участие в этом форуме. Надеюсь, что доброе межъепархиальное соработничество станет значимым вкладом в решение задач, поставленных перед нами Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
I.
За свою историю Димитриевские чтения претерпели существенные и качественные изменения. География участников в этом году включает в себя шесть территориальных образований Южного федерального округа, а состав, по сравнению с недавним прошлым, увеличился в десять раз: с четырехсот человек в 1996 году почти до четырех тысяч сегодня. Чтения стали региональной составной частью единого общероссийского педагогического форума ‑ Международных Рождественских образовательных чтений. Таким образом, Димитриевские образовательные чтения гармонично вошли в цельную многоступенчатую дискуссионную модель по целому ряду общественно значимых, духовно-нравственных и педагогических тем, которую можно с полным правом назвать подлинно Соборной.
Радует и то, что отойдя от чисто умозрительных лозунгов, Чтения с каждым годом все больше реализуют себя в максимально практической плоскости. Форум сочетает черты педагогической лаборатории, дискуссионной трибуны, мастер-классов, интерактивных тренингов. Тем самым создается возможность творческих встреч, где участники обмениваются конкретными достижениями, где передаются знания и опыт в области духовно-нравственного образования.
II.
Тема нынешних XVIII Димитриевских образовательных чтений: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». В рамках заданной темы наша задача рассмотреть просветительскую и педагогическую традицию Русской Православной Церкви, во многом берущую свое начало от преп. Сергия Радонежского, а также обсудить возможные перспективы ее реализации в сфере современного образования и просвещения.
«Игумен земли Русской», так с любовью и благоговением именуют преподобного Сергия Радонежского. Именно он оказал огромное влияние на развитие духовной жизни Святой Руси. Его ученики основывали знаменитые русские монастыри, которые, по словам русского историка Георгия Федотова, явились «зародышами будущих университетов». С именем преподобного Сергия связаны обретение независимости Русского государства от иноземного ига, собирание земель русских и начало нового периода исторического бытия нашей страны. Его влияние выходит далеко за рамки исторической эпохи, в которой он жил, как собственно и за пределы самой Руси.
Однако прежде всего Сергий Радонежский ‑ великий святой, человек, который не только в своей земной жизни прославился созидательными трудами, но и в вечности молитвенно, незримо и реально соучаствует нам в том, чем сегодня живет страна и Церковь. Образец святости, который явил преподобный Сергий, ‑ это исполнение евангельской заповеди ‑ быть в мире, но не быть от мира. Он не гнушался мирских дел, начиная от обустройства быта обители до участия в судьбоносных для страны политических решениях, повлиявших на весь дальнейший исторический путь нашего государства. Такое активное «погружение» святых в вопросы и вызовы современной им жизни ‑ вполне естественно. Ведь в орбиту земной ответственности Церкви всегда входили темы, связанные с просвещением народа, гуманизацией власти и даже консолидацией общества перед угрозой духовного порабощения. Поэтому образ служения преподобного Сергия Радонежского проходит красной нитью через века российской истории. Через преемство веры и исповеднического служения она вплетена и в контекст истории Дона. Святитель Митрофан Воронежский, блаженный Павел Таганрогский, мученики Захарий (Лобов), Николай Попов и многие сотни новомучеников Донской земли, чей подвиг нам еще предстоит глубоко изучить и осмыслить, также как и преподобный Сергий, явили пример жертвенного служения, высокой духовной жизни и нравственности.
Прошедший век, без преувеличения, стал веком Русской Голгофы. Миллионы людей приняли мученическую смерть лишь за то, что сохранили верность Христу. Многие из них еще не прославлены Церковью, а иные и вовсе безвестны. Потому дело нашей чести и христианской ответственности ‑ трудиться ради того, чтобы их святые имена и подвиги стали известны, чтобы они стали живым примером и источником вдохновения для людей, которые живут и трудятся на Дону сегодня.
Особо необходимо, чтобы бесценный дар новомучеников ‑ способность к деятельной жизни и крепкой вере ‑ был воспринят новыми поколениями русских людей, а это уже задача повышения и общего, и религиозного образования. Замечательно сказал об этом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа».
III.
Просветительско-педагогическому наследию преподобного Сергия Радонежского посвящены многие проекты, осуществляемые сегодня на Дону: это и уроки в воскресных и светских школах, тематические школьные праздники, выставки и паломнические маршруты. Лучшие из этих проектов будут представлены на Чтениях во время работы секций и, надо надеяться, пополнят собой багаж педагогического мастерства.
Но, прежде чем перейти к отдельным аспектам просветительской работы, совершающейся в Донской митрополии, хочется остановиться, что способно у некоторых вызвать недоумение.
Известно, что преподобный Сергий не был человеком книжным. Он не оставил ни богословских, ни научных трудов, подобно святителю Димитрию Ростовскому. Почему же с полным правом мы говорим сегодня о педагогическом наследии святого? В чем же оно заключается?
В полной мере «педагогическое и просветительское наследие» преподобного Сергия проявилось в том, что составляет самую суть педагогического делания ‑ в деятельном служении людям. Жизнь преподобного ‑ это и пример любви к заблудшим, и укрепление уставших, и ободрение унывающих, и вразумление заблуждающихся. Это образ верности божественному призванию учителя, которое выражается в ответственности за каждого ученика: успешного и нерадивого, внимательного и непослушного. В этом смысле преподобный Сергий всегда был и остается и нашим учителем, и учителем учителей.
IV.
Итак, основы духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского составляют направления, которые актуальны в наши дни:
— преемственность и непрерывность образования;
— его целостность и комплексность;
— создание гармоничного внутреннего мира человека;
— патриотическое воспитание: служение народу и Отечеству.
Как видим, основополагающим принципом работы по этим направлениям является неразрывная взаимосвязь учительства и ученичества при твердой укорененности в духовно-нравственной традиции. Каким же образом данная взаимосвязь может быть реализована в ходе учебно-воспитательного процесса? Возможна ли она в современной в школе, в вузе? Как сориентировать подрастающее поколение на устойчивые, проверенные веками традиционные ценности, которые в силу различных исторических обстоятельств в течение длительного времени либо целенаправленно искажались, высмеивались, либо предавались забвению?
Чтобы решить эти задачи, необходимо восстановить утраченные связи с историческим духовным наследием страны, помочь изучить многовековой опыт, накопленный предыдущими поколениями, сориентировать молодежь на сохранение культурных, национальных, религиозных, семейных традиций в будущем.
Абсолютно уверен, что благодаря слаженной работе Донской митрополии и Министерства общего и профессионального образования, мы можем говорить о том, что наши педагоги и духовенство смогут справиться с поставленными перед ними задачами.
Преподавание Основ православной культуры в школах Ростовской области насчитывает почти два десятилетия. Сначала в немногих школах, в режиме экспериментальных площадок, а затем и более широко эта работа заложила понимание Православия как фундаментальной составляющей национального сознания. С введением в школьную программу модульного курса ОРКСЭ в Ростовской области выбор родителями модуля «Основы православной культуры» показывал более высокие показатели, чем в целом по стране, а в текущем учебном году Основы православной культуры изучают более 75% четвероклассников Донского края, что почти на 10% больше прошлогоднего показателя.
Подчеркну, однако, что качественные показатели гораздо важнее количественных. Мы имеем многолетний опыт помощи учителям в освоении этого непростого для них предмета: специалисты епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Донской митрополии приглашаются для участия в работе курсов повышения квалификации учителей, проводят обучающие семинары, консультации, помогают учителям в подборе пособий и методическом обеспечении. Более тысячи учителей Ростовской области прошли такое обучение. Эту работу и далее необходимо продолжать с учетом расширения педагогами образовательной базы по предмету Основ православной культуры, так и с учетом расширения курса ОРКСЭ по всем годам обучения в самом ближайшем будущем. Хочу обратиться к педагогическому сообществу: эксперимент прошел, нужно максимально серьезно относиться к подготовке педагогов и к преподаванию ‑ эта задача серьезная и долговременная.
V.
На Дону подготовка и переподготовка учителей Основ православной культуры в текущем году вышла на новый качественный уровень. Зримым проявлением этого стало проведение пятидневного обучающего семинара в г. Геленджике благодаря поддержке Донского государственного технического университета. Следует отметить, что уходит недоверие к участию церковных структур в образовательной деятельности, которое ощущалось со стороны отдельных представителей органов управления образованием, межведомственных структур. Сегодня можно сказать, что из общественного сознания исчезает миф о противостоянии науки и религии.
В ближайшей перспективе это направление общей заботы должно перерасти в систему полномасштабного соработничества Церкви и Министерства образования по вопросам повышения квалификации и подготовки учителей Основ православной культуры.
Приоритетным остается духовно-нравственное развитие дошкольников. Сегодня приходы могут стать центрами гармоничного развития детей: при храмах организуются развивающие занятия по разным направлениям. Особую актуальность в этом отношении имеют воскресные школы в селах, получившие статус учреждений дополнительного образования.
Недавно на уроке в воскресной школе у детей 6-7-летнего возраста спросили: «Чем отличается наша школа от той, в которую вы уже ходите?». Дети ответили: «Здесь тоже становишься умнее, но здесь еще учат добру, как поступать хорошо, как помогать людям и животным». Этот ответ ‑ важный ориентир для дальнейшей работы не только преподавателей воскресных школ, но и общеобразовательных.
VI.
При высоких темпах трудов и ответственности, важности задач, крайне значимым является вопрос взаимодействия с государственными структурами. В связи с этим отрадно, что работа с министерствами Ростовской области: общего и профессионального образования, культуры, Департаментом по делам казачества Всевеликого войска Донского, ведущими высшими и средними образовательными организациями, строится на основе единомыслия и единодушия, юридически закрепленных в соответствующих соглашениях.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность депутатам Законодательного Собрания Ростовской области и сотрудникам Министерства общего и профессионального образования, которыми были учтены пожелания и поправки, предложенные Донской митрополией при работе над принятым региональным Законом «Об образовании в Ростовской области». Они, в частности, включают поддержку в рамках финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по аккредитованным программам и имеющим лицензию на образовательную деятельность в части получения субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми областным законом.
Особо хотел бы отметить понимание депутатским корпусом внесенной и одобренной ими части закона, направленной на поддержку и развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся в Ростовской области. И впредь Донская митрополия готова совместно с депутатами Законодательного Собрания Ростовской области, представителями профильных министерств и ведомств участвовать в законотворческой деятельности, направленной на улучшение духовно-нравственного климата в регионе.
VII.
Учитывая историческую специфику нашего края и его славное прошлое, нельзя обойти стороной и тему духовно-нравственного воспитания и просвещения казачества. Надо признаться, что это благодатная и одновременно больная тема. Всем известен популярный и широко цитируемый тезис: «казак без веры ‑ не казак». Исторически область Войска Донского была оплотом Православной веры на Юге России. Тот ужасный пример деклассированного и разлагающегося Дона, что описан в великом романе Шолохова «Тихий Дон», многие историки связывают именно с потерей казачеством своей религиозной идентичности, а попросту говоря, веры. Поэтому так важно сегодня, говоря о патриотизме, корнях, традициях и казачестве, помнить эти тяжелые страницы прошлого.
В связи с этим хотелось бы с удовлетворением отметить, что между Донской митрополией и Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области был составлен план совместных мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания на нынешний учебный год. Согласно утвержденному плану, в течение учебного года специально созданная комиссия посетила казачьи кадетские учебные заведения Ростовской области и подвела итоги смотра-конкурса на лучший кабинет Основ православной культуры и лучшее учебное заведение по духовно-нравственному воспитанию.
Планы ‑ планами. Но нельзя забывать и о личном участии духовенства в процессе возвращения казачества к традиционной православной духовности. Поэтому хочу отметить, что духовникам казачьих учебных заведений необходимо вести не просто работу, а наиактивнейшую работу с преподавательским составом и офицерами-воспитателями, чаще проводить беседы с учащимися и преподавателями по Основам православной культуры. Перед отделами по работе с казачеством Донской митрополии стоит задача обеспечить взаимодействие с казачеством по духовному окормлению не только реестровых казачьих обществ, но и общественных казачьих организаций. Для этого потребуется увеличение численности казачьих духовников. Одновременно становится актуальным вопрос о подготовке казачьих священников на базе Донской Духовной семинарии.
VIII.
Хотелось бы отметить, что Донская митрополия всегда считала просвещение, базирующееся на нравственных христианских ценностях, ‑ одной из своих приоритетных задач. Ключевым моментом этого поступательно развивающегося процесса стало подписание Соглашения о сотрудничестве между митрополией и ДГТУ.
В перспективе работы с вузами планируется подписание соглашений о сотрудничестве с Южным федеральным университетом, Ростовским государственным строительным университетом и Ростовским государственным университетом путей сообщения; организация факультативных, элективных курсов по православной культуре; проведение в вузах научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, Дней славянской письменности и культуры, Дней книги; публикация материалов на духовно-нравственные темы в вузовских СМИ; организация встреч с писателями, духовенством, проведение творческих вечеров, активное участие студенчества в жизни митрополии.
В этой деятельности есть и задачи, которые необходимо поставить перед духовенством. Осуществляя свое служение среди молодежи, необходимо так организовать работу, чтобы она, соответствуя христианским воспитательным традициям, учитывала и современный ритм жизни, разность этносов и культур. Здесь важно соблюдать верность и чистоту пастырского призвания, иметь живость слова и общения, бережно хранить свою национально-культурную традицию, принимая и уважая подлинные традиции и культуры других народов нашего многонационального края в их красоте и многообразии. Православный священник, особенно в вузе, должен стать близким и понятным, если хотите, отцом и другом для всех, и не только для православных!
В связи с чем считаю весьма своевременным создание постоянно действующей обучающей программы — Школы православного молодежного актива (ШПМА). Задача школы ‑ повышение уровня теоретической и практической подготовки, развитие организаторских способностей лиц, работающих в молодежном секторе. Данная программа осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и готовится к внедрению в Донской митрополии в 2014 году.
Повторяю, проблема взаимодействия с нецерковной, неформальной молодежью требует особого внимания и такта. В этом вопросе необходима системная работа: создание площадок для интерактивного общения в вузах; обеспечение взаимосвязи вузов с приходами; разработка концепции молодежного паломничества.
Еще одной вехой в этом направлении стало заседание Совета проректоров вузов по воспитательной работе Ростовской области при Главе Донской митрополии. Совет должен стать координирующим центром в вопросах воспитания молодежи Дона. Очень надеюсь, что на ближайшем заседании Совета мы сможем скорректировать наши планы и от правильных декларативных заявлений перейдем в плоскость реальных дел.
IX.
Говоря о высоких нравственных и образовательных цензах Церкви, отдельно хотелось бы напомнить и самому духовенству о необходимости постоянного повышения уровня своего образования, и не только богословского. Отдельным направлением просветительской работы должны стать курсы повышения квалификации для духовенства митрополии. Клирики должны владеть педагогическими и психологическими навыками, знать содержание основновополагающих документов Русской Православной Церкви, владеть методическим инструментарием проведения различных занятий и мероприятий. Сегодня стоит задача не только смоделировать саму систему курсов повышения квалификации для духовенства, но и получить качественный образовательный результат.
X.
Одна из приоритетных задач времени ‑ повышение религиозной грамотности тех, кто считает себя уже воцерковленными, пытается активно участвовать в различных церковных проектах. Религиозное образование мирян и подлинное пастырское руководство, основанное на святоотеческом учении и канонических нормах, позволят избежать самостийности так называемых «церковных активистов», которые учат других «от ветра главы своея», прикрываются именем Церкви, привнося в души и умы неокрепших в вере пагубные семена соблазнов, «но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18,7).
В контексте сказанного в Донской митрополии в 2013 году было начато обучение сотрудников храмов и активных прихожан с целью повышения их церковной грамотности и культуры общения. Разработана концепция обучения, содержательно описаны основные модули, апробирована система аттестации по итогам обучения.
Был проведен мониторинг востребованности курсов повышения церковной грамотности и культуры общения. Его результаты показали, что в обучении нуждаются сотрудники храмов и активные прихожане (свечницы, сестры милосердия, певчие и др.). Мы рассматриваем эту деятельность как перспективную. Можно выразить надежду, что повышение церковной грамотности сотрудников храмов и прихожан, подготовка приходских консультантов выйдет на новый уровень и коснется всех благочиний Донской митрополии.
Говоря о повышении духовно-просветительского уровня церковного сообщества, хотелось бы отметить, что самым эффективным методом являются не единичные акции, а полноценная приходская катехизация.
В соответствии с определением Священноначалия на приходах должен быть штатный катехизатор. Перед нами стоит задача качественной подготовки этих работников в области основ веры, педагогики, психологии, методологии. Должна осуществляться методическая помощь и уже практикующим катехизаторам.
В этом году в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Донской митрополии на базе Донской Духовной семинарии начата работа по созданию Образовательного центра по подготовке приходских специалистов в области катехизации, миссионерского, молодежного и социального служений. Слушатели будут обучаться по среднесрочной программе, которая призвана соответствовать уровню полубакалавриата. Всем штатным профильным сотрудникам епархиальных управлений митрополии, помощникам благочинных и настоятелей не просто рекомендуется, а вменяется в обязанность получить образование на указанных среднесрочных курсах. Это решит задачу создания полноценного корпуса ответственных сотрудников по указанным направлениям в епархиях, митрополиях и всей Русской Православной Церкви. А краткосрочные курсы будут способствовать повышению образовательного ценза для преподавателей воскресных школ, церковных сотрудников, абитуриентов семинарии.
Здесь, хоть и кратко, мне хотелось бы отметить роль и значение для епархий митрополии и всего региона Донской Духовной семинарии. Пользуясь случаем, хотел бы пожелать отцу ректору и всей профессорско-преподавательской корпорации благословенных успехов в дальнейшем развитии нашей духовной школы.
XI.
Очевидным для всех стало то, что духовно-нравственное воспитание и образование должны быть свойственны всем сферам жизнедеятельности человека.
Исторически Церковь осуществляла свою просветительскую миссию не только среди гражданского населения, но и среди структур, ответственных за безопасность и спокойствие общества. Высокие нравственные, патриотические и моральные качества военнослужащих и сотрудников правоохранительных структур (подчеркну!) ‑ это и есть самый первый гарант качественного и ответственного исполнения ими своего служебного долга.
Касаясь просвещения собственного народа, хотелось бы отметить, что сферой нашей ответственности является и забота о мигрантах. Здесь остро стоит вопрос культурной абсорбции. Ведь от степени культурной интеграции приезжающих, от качества межнационального диалога с ними, во многом зависит спокойствие наших собственных граждан. Одним из значимых в этом направлении является Общероссийский церковно-общественный проект «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов».
Хотелось бы также отметить положительный опыт сотрудничества государственных структур региона и Донской митрополии в просветительской и социальной работе в местах лишения свободы, который нуждается в дальнейшем развитии. Так, в Ростове-на-Дону создан пока только единственный в Южном федеральном округе Епархиальный реабилитационный центр для освободившихся граждан, в котором за 2013 год получили помощь более пятидесяти человек.
XII.
Просвещение и воспитание являются основами и для социальной деятельности Церкви. Опыт проведения благотворительных акций показывает, что социальное служение ‑ мощнейший фактор в духовно-нравственном воспитании личности. И, конечно же, все просветительские проекты, в том числе и социально ориентированные, которые осуществляются в границах митрополии, должны находить свое отражение в масс-медиа. Ведь их освещение СМИ является важным побуждающим фактором для сотен и тысяч людей к доброделанию.
* * *
Подводя итоги достигнутого и очерчивая перспективы, необходимо отметить, что ведущими направлениями образовательной и просветительской деятельности Донской митрополии должны стать:
-повышение эффективности преподавания курса «Основ православной культуры»;
— планомерное и согласованное соработничество по пути развития духовно-нравственного воспитания и образования в дошкольном возрасте;
— подготовка специалистов по различным направлениям миссии Церкви (катехизации, социального служения, работы с молодежью и миссии);
— повышение квалификации священнослужителей и всех церковных работников.
Перечисленные направления деятельности невозможно осуществить только силами церковного сообщества, сколь бы многочисленным оно ни было. Для этого потребуется политическая воля и понимание государственных структур и всех общественно здоровых сил.
Надеюсь, что подвижническая жизнь преподобного Сергия, а и на ее примере вся педагогическая и культурная традиция России, могут и должны быть нами творчески переосмыслены и послужить твердым основанием образовательной политике сегодняшнего дня.
Позвольте заверить вас, уважаемые участники Чтений, что данный труд высоко востребован обществом и сможет принести самые благословенные плоды!
Благодарю за внимани