Заседание, которое возглавила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, прошло 21 декабря 2016 года. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Пути взаимодействия Русской Православной Церкви и Российской академии образования в сфере духовно-нравственного воспитания и образования».
Уважаемая Людмила Алексеевна! Уважаемые члены Президиума Российской академии образования!
Прежде всего примите сердечные приветствия высокому собранию от Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла и сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председателем которого я являюсь.
Наше присутствие здесь — возможность общения с выдающимися учеными, членами Академии. Это всегда радость. Но также одновременно определенное испытание, поскольку в вас мы видим высокопрофессиональных коллег, чьи суждения, отношение, оценки нашей деятельности, качества работы в сфере образования имеют для нас большое значение.
Деятельность Российской академии образования, ее действительных членов и членов-корреспондентов, управляющих органов и научных структур охватывает все российское образование. Наша сфера — та часть образовательной практики и педагогики, в которых принимает участие Русская Православная Церковь. Действуя при этом в интересах православных христиан, составляющих значительную часть нашего общества, граждан России, которые выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви. Эта сфера образования во всех ее основных составляющих — духовные школы, церковно-приходское образование и катехизация, изучение православной культуры в средней школе и христианской теологии в вузах.
Таким образом, религиозное и культурологическое образование для Русской Православной Церкви также является предметом научных изысканий, внимания, трудов как и для Российской академии образования. Это — предмет нашего общего внимания, трудов и, я бы добавил, еще и ответственности.
Церковный взгляд на науку и образование выразил святитель Филарет (Дроздов): «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».
Известно выражение: Церковь — душа народа. И если мы принимаем эту аксиому, тогда образование и просвещение можно сопоставить с умственной жизнью народа.
Доброго, сердечного, душевного ума или «разумного сердца» просил себе у Бога царь Соломон, как повествует Священное Писание. Ни знаний, ни власти, ни долгой жизни или многих потомков. И для отдельного человека, и для любого народа, человеческого сообщества сами по себе достижения в умственной сфере, знания и умения без духовно-нравственной основы — бездушные знания и умения. Они не принесут пользы в жизни, а могут и прямо вести к погибели.
Любое образование без своих Высших смыслов, лежащих за добытыми, передаваемыми, изучаемыми знаниями, умениями или компетенциями, программами и методиками, как все это ни называть — бессмысленно, в конечном итоге. Человека никогда не получится затолкать в клетку «чистого знания», а из образования сделать социальную машину по массовому производству функциональных, профессиональных, самоадаптирующихся, мобильных человеческих единиц, пусть даже и креативных. Не получится — хотя мы знаем, что такие идеи и планы имеются.
Не меньшую опасность представляет чужеумное или злоумное образование, когда эта жизненно важная сфера отдается в распоряжение внешнего, чужого для нашего народа ума, действующего, разумеется, в своих интересах. Или даже пытающегося подстроить под эти свои интересы умственную жизнь нашего народа, тем самым искажая и разрушая ее.
В преддверии столетия революции в России с ее атеистической идейной основой, разрывом с традиционной моралью, с культурным наследием сейчас особенно рельефны образы и роль Русской Православной Церкви, российского образования, российской школы в общественной жизни страны.
Известно, что в отличие от государственного переворота революция предполагает изменение основ социального строя. В этом отношении события, начавшиеся 100 лет назад, явились социальной революцией. Но как оценивать эти события в исторической перспективе с учетом их последствий, в том числе событий 90-г годов? Тоже изменения основ социального строя, но прямо в противоположном направлении? Две социальные революции в противоположных направлениях дают в итоге один переворот, верхушечное изменение во власти. И тогда весь период логично рассматривать как хождение по кругу с ложным или чужим для нашего народа умственным, а изначально — смысловым, духовным ориентиром. И в итоге — возвращение в исходную точку, но с огромными потерями народного достояния: от самого главного — жизней людей, до экономики и территории государства. Самые объективные критерии — падение нашей доли в населении и мировой экономике за 100 лет в несколько раз, по любым методикам подсчета.
Такой путь, очевидно, нельзя назвать успешным при каком угодно теоретическом подходе к его оценке. И в этом тоже есть наша ответственность — и Церкви, и российского образования.
Сегодня и Церковь, и школа, стоят перед не менее значимыми, драматическими или, как говорят, судьбоносными вызовами и выборами. В этом смысле можно сказать, что история повторяется. В глобальном аспекте снова на повестке дня смысловой выбор пути, направления движения. Встраивание в периферийную зону так называемого мирового сообщества с надеждой получать крохи со стола так называемых развитых стран. Для этого ориентировать свою сферу образования — умственную жизнь народа! — на стандарты и указания «глобального лидера» с верой, что он нас любит, заботится о нас и желает разделить с нами все свои ресурсы и возможности. Каким образом проявляется эта забота — мы видим на примере исторической части нашего Отечества — Украине, или 90-х годов здесь, в Российской Федерации.
И все это на фоне углубляющегося кризиса общественной морали, института семьи, продолжающейся безудержной эксплуатации природы, которая разрушается всеми доступными для человечества научными, технологическими способами. И чем большим арсеналом таких технологий обладает человечество, благодаря, конечно, науке и образованию, лишенным ответственности перед Творцом, тем активнее оно разрушает вес вокруг. А вместе с этим и самого человека.
Это реальная проблема современности. Отдельные высказывания, призывы и даже действия относительно критического состояния нравственности, экологии, экономики, политики в силу мощной инерции запущенных глобальных процессов пока не оказывают существенного влияния на траекторию развития человечества в целом и нашего общества, в частности. Иногда даже создается впечатление, что от нас вообще ничего не зависит, и все решения в готовом виде приходят откуда-то сверху. Сверху или сбоку, но точно — не от Бога.
Если не принимать во внимание многовековой опыт отечественной школы, практически всегда в нашей истории тесно связанной с Церковью, то уместно задать вопрос — кто в ответе за российское образование? И самое главное — на каких основах мы должны сейчас учить и воспитывать детей в российской школе? Если это государство, тогда в основе должна лежать государственная идеология. Печальный опыт идеологической монополии весьма памятен! Обязательная, принудительная идеология для всех не нужна. Но пока даже просто российский патриотизм, о котором говорил недавно наш Президент, вызывает значительное раздражение не малой, увы, части общества.
Может быть, это «чистая» наука или гуманизм — светский, новый или еще какой-то, но отрицающий традиционную духовную культуру, мораль, нравственные максимы, данные в евангельских заповедях, как архаические пережитки? Но опыт! Опыт говорит нам — где богоборчество и отказ от традиционной духовной культуры и морали народа ставились в основу образования, это приносило в итоге только разрушение.
Слава Богу, мы видим сейчас трудное, но последовательное возвращение традиционных ценностей в наше общество и в наше образование. Возвращение у многих людей, в том числе в научном и педагогическом сообществе, понимания необходимости возрождения и развития российской школы на ее исторических и культурных основаниях.
Учитывая, конечно, и весь столетний положительный опыт.
Эти процессы нашли отражение, в частности, в принятии Правительством России в прошлом году государственной Стратегии развития воспитания, где приоритетной задачей государственной политики впервые после 1917 года заявлено «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».
Этот документ я хотел бы отметить особо, поскольку к его обсуждению, и не только обсуждению, но и впервые к реальной работе над ним, были привлечены представители широкой общественности, включая и российские традиционные конфессии. Церковь также приняла участие в этой работе в лице православных христиан, специалистов, в том числе сотрудников академических учреждений и членов Академии. В результате мы получили документ, который может быть ориентиром в развитии социального института воспитания в стране и образования в целом. Поскольку воспитание неотделимо от обучения.
Неслучайно также, что основные положения Стратегии развития воспитания о возрождении российских традиционных духовных ценностей, взаимодействии государства и религиозных организаций в сфере образования были повторены и даже получили развитие в обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Установлено, что сейчас для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо повышение роли школы в воспитании ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. А также — повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, российской светской (гражданской) этики и — традиционных религий.
Церковь бережно хранит в Себе эти самые традиционные духовные ценности, на которых только и может строиться подлинное образование и сама жизнь человека, как и жизнь нашего народа, в том числе общественная безопасность и государственность.
Русская Православная Церковь сегодня является инициатором многих проектов в сфере образования, однако периодически за это подвергалась и подвергается нападкам и обвинениям. В первую очередь, во вторжении на «чужую территорию», в светскую школу. При том, что почти все эти инициативы направлены на реализацию законных интересов и прав большинства или, по крайней мере, существенной, значительной части граждан России, нашего общества. Какая уж тут «чужая территория»?
К сожалению, мы стали свидетелями таких нападок в связи с экспертизой программ по православной культуре в Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию. В их основе — прямая ложь о намерении Церкви (а также министерства, и заодно Академии) принудить всех детей учить православную культуру по этим программам с 1-го по 11-й классы. Ни на чем не основывающиеся инсинуации о вредных последствиях православного образования для нравственности детей без указания на какие-либо реальные факты. Провоцирование этими ложными обвинениями вражды к Русской Православной Церкви в обществе, в том числе, и со стороны других конфессий.
А ведь от Церкви никогда не было слышно критики или даже просто оценки целесообразности, разумности» полезности изучения в светской, государственно-общественной школе философского атеизма или религиозных традиций ислама, иудаизма» других религий в государственных и муниципальных образовательных организациях. Указаний в адрес последователей атеизма или других религий, как и чему надо учить их детей.
Подобные провокации, к сожалению, оказывают влияние на взаимодействие государства и Церкви в сфере образования. Признаюсь, к нашим сотрудникам было даже несколько обращений в частном порядке членов Академии, встревоженных этими ложными сообщениями, с просьбой прояснить ситуацию, нашу позицию. Приходилось пояснять, что данные программы разработаны по решению совместной рабочей группы Министерства образования и Русской Православной Церкви. Что они никого и ни к чему не обязывают, являются методическими материалами для разработчиков учебников и пособий по вариативному курсу православной культуры, который преподается там, где его свободно выбирает школа в соответствии с пожеланиями, запросами семей и детей. Этот курс преподается сейчас, и уже давно, во многих школах, и это никак не связано с расширением преподавания ОПК. Фактически программы дублируют аналогичный методический материал почти 15-летней давности — Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Оно было узаконено письмом министра образования Владимира Михайловича Филиппова в 2002 году и широко используется на практике уже больше десяти лет. Указанные программы просто представляют это содержание образования с учетом формата и требований новых федеральных государственных образовательных стандартов.
При этом принципиальной позицией Церкви, выражающей в этом случае просто интересы православного сообщества в нашей стране, является необходимость обеспечения гарантии преподавания, возможности изучения детьми православной культуры на добровольной основе, по выбору полноценно — по разным уровням и годам обучения в школе. А не только в одном 4-м классе, как сейчас. И мы всегда открыто говорили и говорим об этом. Кстати напомню, что уже в 2010 году социологические опросы показывали: 1 год преподавания посчитали достаточным только 1% родителей; больше половины уже тогда высказались за преподавание религиозных культур по выбору не менее 5 лет, и около 20% — по всем годам обучения.
Имея в виду положительный опыт нашего сотрудничества, хочу выразить вам благодарность за участие в организации и проведении Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Президент Академии Людмила Алексеевна Вербицкая является членом Оргкомитета конкурса, вице-президент Юрий Петрович Зинченко принимает участие в заседании Конкурсной комиссии, определяющей лауреатов. На одном из последних заседаний им было внесено предложение о популяризации конкурса среди школ — инновационных площадок Академии и о презентации информации о Конкурсе на круглых столах в РАО.
Еще один интересный проект реализуется в Ростове-на-Дону при участии православной Свято-Георгиевской школы, Синодального отдела и Института стратегии развития образования РАО. Разрабатывается и апробируется ряд образовательных программ, направленных на решение задачи развития отечественного образования на основе современных технологий и традиционных духовно-нравственных ценностей.
Важные функции Российская академия образования выполняет в обеспечении качества образовательного процесса путем государственной экспертизы школьных учебников и пособий. Это касается и православной культуры. Такие учебники, пособия есть в Федеральном перечне, готовятся новые, в том числе для основной школы, направляются на федеральную экспертизу. Мы видим и ценим вклад Академии в развитие педагогической базы преподавания православной культуры, повышение качества его учебно-методического обеспечения.
В Порядок формирования федерального перечня учебников приказом Министерства образования и науки включено положение об участии представителей религиозных организаций в общественной экспертизе школьных учебников и пособий по религиозным культурам. В связи с этим данная, важнейшая для качества образования, воспитания детей в школе, сфера нашего соработничества, надеюсь, также будет расширяться, развиваться.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы стоим уже не на пороге, а на ступенях третьего тысячелетия. В нынешний сложный и ответственный период в истории нашего Отечества развития российского образования на первый план выходит наше общее гражданское или общенациональное единство, о котором не раз говорил, в том числе в недавнем Послании Федеральному Собранию, Президент России Владимир Владимирович Путин. Это единство имеет не только количественное, общественно-политическое, но и качественное духовное и нравственное — человеческое измерение. В достижении и укреплении этого единства, взаимопонимания и сотрудничества Российской академии образования и Русской Православной Церкви я вижу главную цель нашего общения и этой встречи.
Благодарю вас за внимание!