21 ноября 2024 года в Казанской духовной семинарии состоялся Актовый день, приуроченный к престольному празднику домового Михаило-Архангельского храма Казанской духовной академии, действовавшей в 1797–1818 и 1842–1921 годах. Накануне Актового дня в семинарии стартовала XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». В праздничных мероприятиях принял участие иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
В праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил. Архипастырям сослужили иеромонах Геннадий (Войтишко), секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), ректор КазДС, настоятель семинарского храма иерей Никита Кузнецов и другие священнослужители.
Затем отец Геннадий принял участие в торжественном мероприятии по случаю Актового дня Казанской семинарии. В актовом зале присутствовали епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Набережночелнинский и Елабужский Гавриил, почетные гости, духовенство епархии, члены администрации, преподаватели и воспитанники семинарии, участники XXIII Международной научно-богословской конференции, курсанты Казанского высшего танкового командного училища, студенты Казанского филиала Всероссийского государственного университета юстиции.
Также 20–21 ноября в Казанской православной духовной семинарии проходила XXIII Международная научно-богословская конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи». Форум призван почтить память выдающихся наставников, преподавателей, выпускников Казанской духовной школы. В конференции приняли участие более 100 человек. В их числе священнослужители Русской Православной Церкви, деятели науки, преподаватели светских и религиозных учебных заведений, сотрудники музеев, государственные и общественные деятели, студенты и выпускники вузов из разных регионов России.
Направления работы конференции: богословие и религиозная философия; история Церкви, духовное образование и церковное краеведение; церковно-певческое искусство; литургика; церковная филология; православная педагогика; православная психология; исламоведение и межрелигиозный диалог.
В рамках секции “Православная педагогика” иеромонах Геннадий представил свой доклад “Основные проблемы приходского просвещения взрослых”. Одной из базовых проблем практики катехизации отец Геннадий назвал усредненный подход, когда “… ко всем пришедшим на огласительные беседы применяется один и тот подход вне зависимости от того, в каком внутреннем духовном состоянии находится конкретный человек. В процессе проведения огласительных бесед не происходит знакомства с людьми, отсутствует хотя бы приблизительное определение духовного состояния человека”.
Второй проблемой докладчик назвал содержание огласительной беседы, которая по сути является простым, оторванным от реальной жизни наставляемых информированием о Православии в схоластической форме. Третья проблема – отсутствие в приходах единого целеполагания и постановки задач катехизации. Четвертая – ограниченный двумя беседами период оглашения: “На этом ставится точка, после чего наставляемому предлагается отправиться в «свободное плавание» по церковной жизни, к которому он в действительности оказывается не готов”.
Кроме того, по словам отца Геннадия, есть проблема мотивированности и уровня квалификации самих катехизаторов, а также неготовности многих приходов к введению новоначальных в свою общину, их поддержки в становлении и развитии духовной жизни.
Все эти проблемы могут быть решены только при системном, осмысленном подходе к приходскому просвещению детей и взрослых в приходе. Концепция этого подхода изложена в документе «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения».
В конце мероприятия слушатели смогли задать вопросы докладчику и обменяться мнениями.