24 октября в Тульской духовной семинарии прошло совещание, посвящённое ознакомлению с документом «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви».
В совещании приняли участие помощники благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации, помощники по приходскому попечению о детях, директора воскресных школ и их сотрудники, катехизаторы, преподаватели, работники и студенты семинарии.
С приветственным словом в начале заседания обратился митрополит Тульский и Ефремовский Алексий:
«Словом мира и любви о Христе рад приветствовать всех вас, участвующих в очень важной и ответственной церковной работе в области религиозного образования и катехизации, которая осуществляется двумя епархиями Тульской митрополии и сегодня большая часть нашего собрания состоит из сотрудников Тульской епархии, трудящихся на ниве религиозного воспитания детей на приходах. Белёвская епархия представлена епархиальным секретарем. Наши сегодняшние мысли будут посвящены тому, чтобы ознакомиться с теми видениями, пониманиями, которые предлагает Синодальный отдел религиозного образования. И мы имеем сегодня замечательную уникальную возможность встретиться с сотрудником этого отдела иеромонахом Геннадием, которого мы сердечно приветствуем и просим принять слово».
Руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко), координатор Рабочей группы по выработке подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ, представил документ, утверждённый на заседании Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 45 «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви», который определяет принципиальные подходы и стратегию развития приходского попечения о детях в Церкви.
Иеромонах Геннадий подробно остановился на тех проблемах, с которыми сталкивается воскресная школа, и прежде всего с вопросом ухода подростков из церковных школ. Он познакомил участников с основными принципами системного приходского попечения о детях и новой логикой его развития. Представитель Синодального отдела отметил, что рабочая группа, разработавшая данный документ, ожидает от педагогов, настоятелей и всех заинтересованных в религиозном образовании на приходе лиц, уточнений и замечаний к документу, а также заявки от школ, желающих поучаствовать в проекте «Дорожной карты».
Участники совещания задали много вопросов о системе обучения на приходах, где есть учебно-воспитательная группа, о том, кто вообще может принять участие в проекте, какие требования будут выдвинуты к школам-участницам, их оснащению и педагогическому составу. Отец Геннадий сказал: «В рамках первого этапа должны быть выработаны параметры для стратификации приходов и система отбора, а затем произведён непосредственный отбор пилотных приходов, готовых к апробации концепции формирования максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей на приходах».
Также иеромонах Геннадий (Войтишко) подчеркнул, что «следующим шагом является подготовка 10 пилотных приходов к апробационной структуре организации попечения о детях, включающая в себя анализ текущей ситуации на приходе, выработку плана организации системы попечения о детях на приходе в соответствии с системой ключевых показателей эффективности приходской деятельности и утверждение плана епархиальным архиереем».
В рамках дискуссии были даны и практические советы в области педагогики, духовно-нравственного воспитания, преподавания вероучительных дисциплин.
Следует отметить, что «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви» разработана в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по выработке подходов к корректировке деятельности воскресных школ и формированию их единой учебно-методической базы.