Святейший Патриарх Кирилл выступил с инициативой создания Образовательной Концепции Русской Православной Церкви.
2 февраля 2011 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с инициативой создания Образовательной Концепции Русской Православной Церкви: «Считаю целесообразным создание специальной рабочей группы для разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в данной сфере. В этом документе может быть представлена характеристика современного религиозного образования и предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект концепции должен пройти квалифицированную научную экспертизу и широкое церковное обсуждение». (Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011г.)
Работа над созданием текста документа Образовательной концепции Русской Православной Церкви началась в соответствии с поручением Святейшего Патриарха (письмо Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПК-01/513 от 30.03.2011 г.): «В соответствии с предложениями, высказанными мною в докладе на Архиерейском Соборе в феврале с.г., Отделу религиозного образования и катехизации поручается во взаимодействии, в подлежащих вопросах, с Учебным комитетом, сформировать рабочую группу по созданию Образовательной концепции Русской Православной Церкви. К работе привлечь представителей светских учреждений, в том числе из стран Ближнего Зарубежья, а также представителей Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Казахстане. Проект концепции представить мне в срок до 1 октября с.г., после чего передать в Межсоборное присутствие. В случае одобрения президиумом Межсоборного присутствия проект может быть опубликован для широкого обсуждения».
В работе над проектом можно выделить несколько этапов.
I этап. Сбор материалов.
На первом этапе происходил сбор материалов и попытка их систематизации и структурирования, создание первых вариантов текста Образовательной концепции Русской Православной Церкви.
В период с сентября 2011 г. по январь 2012 г. в секторе православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в рамках совместного проекта с Фондом просвещения «МЕТА» была разработана модель Образовательной концепции, в которой в сжатом виде определены стратегия и основные линии развития религиозного образования. Вместе с проектом описания и анализом дальнейших этапов реализации модель была представлена на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в январе 2012 года.
28 марта 2012 года в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря прошло заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения, которое возглавили сопредседатели комиссии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и архиепископ Бориспольский Антоний. В работе комиссии приняли участие Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий и другие члены комиссии. Было принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли представители Учебного комитета, Синодальной Библейско-Богословской комиссии и Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
2 апреля и 29 мая в домовом храме мученицы Татианы МГУ им. Ломоносова состоялись заседания сформированной рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения, на которых были рассмотрены итоги предварительной работы. На заседаниях было принято решение о распределении ответственности между Синодальными структурами по написанию отдельных разделов Концепции и принята структура будущего документа. В частности, были представлены проекты будущих разделов от Учебного комитета Русской Православной Церкви и Синодальной Библейско-богословской комиссии. Будучи доработаны, данные тексты позже были представлены в ОРОиК РПЦ для интеграции с другими частями текста. Проект Образовательной концепции должен был быть представлен на рассмотрение Высшего Церковного Совета к 15 июня 2012 года (в соответствии с письмом Управления делами Московской патриархии № вн-01-0120/795 от 04 мая 2012 г.).
В мае 2012 г. митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, были направлены приглашения ведущим специалистам в сфере православного образования принять участие в заседаниях рабочей группы Отдела по разработке Концепции, в ответ на которые были получены письма из епархий с выражением согласия специалистов принять участие в данной работе.
Для подготовки частей концепции, относящихся к сфере деятельности Синодального ОРОиК, 31 мая 2012 г. по благословению Председателя Отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия рабочая группа при ОРОиК РПЦ по разработке Образовательной концепции была расширена (в результате в нее вошли 24 человека), было решено выделить в составе будущего документа три основные части: Образовательная доктрина, Образовательная концепция и программа ее реализации. Началась работа по написанию документа.
1 июня 2012 г. состоялось рабочее совещание Председателей Отдела религиозного образования и катехизации и Учебного комитета Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия и архиепископа Верейского Евгения. Учитывая объем разрабатываемого документа, а также необходимость привлечения широкого круга специалистов, Преосвященные владыки приняли решение обратиться в Управление делами Московской Патриархии с обоснованием необходимости перенесения срока предоставления проекта на последний квартал 2012 года (письмо 0-1206/040 от 14.06.2012 г.), на что был получен положительный ответ (письмо Управляющего делами Московской Патриархии № 01-0120/1231 от 29.06.12).
На заседании рабочей группы ОРОиК 2 июля 2012 года были представлены и обсуждены первые рабочие материалы к будущему документу. Уже на этом этапе стало понятно, что важной задачей для Церкви является написание не только образовательной, но и педагогической концепции, что особенно подчеркивал заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, д. пед. н., профессор Меньшиков Владимир Михайлович. Решено создать единый документ, включив в него положения, раскрывающие вопросы педагогики. Сформулировано техническое задание для каждого из членов рабочей группы.
В рамках деятельности рабочей группы при ОРОиК РПЦ по подготовке проекта Концепции параллельно работали две группы, итоговые тексты которых были представлены на заседании рабочей группы 21 августа 2012 года.
Первая группа взяла за основу проект Образовательной доктрины, разработанный протоиереем Сергием Коротких,руководителем ОРОиК Калининградской епархии, дополнив его материалами и отдельными главами, которые направили в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви другие члены группы: архимандрит Георгий (Шестун), д. пед. н., профессор, действительный член РАЕН, зав. кафедрой педагогики Самарской духовной семинарии, Слободчиков Виктор Иванович, д. психол. н., профессор, чл.-корр. Российской академии образования; Захарченко Марина Владимировна, д. филос. н., профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной академии, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (кафедра истории педагогики); Комаровская Елена Петровна, д. ист. н., к. пед. н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета. Международно-правовые аспекты образовательной деятельности Русской Православной Церкви для документа подготовил Александров Алексей Анатольевич, к. ист. н., профессор, заместитель директора Института управления университета МГИМО. Сведение материалов в единый документ было поручено Шестаковой Светлане Михайловне, к. филос. н., специалисту Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Документ, содержавший такие структурные части как Образовательная доктрина и Концепция образовательной деятельности Русской Православной Церкви, был составлен с учетом предложений руководителей секторов Синодального ОРОиК. В него также вошел «тезаурус», перечень основных понятий и определений, составленный сотрудниками Синодального ОРОиК Демидовым Германом Васильевичем, руководителем сектора ОПК, Метликом Игорем Витальевичем, заведующим научно-методического кабинета, и Зайчиковой Еленой Николаевной, главным юрисконсультом Отдела.
Сильные стороны данного текста: проработанная структура документа; разработана стратегия развития религиозного образования; сделана попытка показать православное образование как образовательную систему, как социальный институт – субъект сферы образования, способный к взаимодействию с национальными системами образования в системе современной интеграционной парадигмы; определены философско-методологические основания современного православного образования; описана система управления православным образованием; подробно описана нормативно-правовая база религиозного образования как в России, так и в других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви; Концепция ориентирована на практическую реализацию в системе религиозного и светского образования.
Слабые стороны: большой объем; не прописано содержание православного образования; отсутствие единого понимания терминов и понятий, определений; недостаточно разработана богословская составляющая концепции; отсутствие универсального подхода к целевой аудитории – текст был ориентирован, в основном, на светское общество и государственную систему образования.
Второй проект был выполнен в Курском государственном университете, заведующим кафедрой теологии и религиоведения, д. пед. н., профессором Меньшиковым В. М. под руководством епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия, декана факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета, к. пед. н. Текст содержал два самостоятельных документа: Образовательная (педагогическая) доктрина и Образовательная (педагогическая) концепция Русской Православной Церкви.
Сильные стороны этой работы: попытка систематизировать проблемы современной православной педагогики и показать пути их решения – от научных проблем до прикладных аспектов; предложение вовлечь в педагогическую деятельность все структурные подразделения Церкви; подробное описание содержания православного образования.
Слабые стороны: отсутствие системы православного образования, нормативно-правовой базы, единого понимания терминов и понятий, определений; отсутствие универсального подхода к целевой аудитории – текст ориентирован, в основном, на научное педагогическое сообщество; смещение акцентов от образования к вопросам воспитания; Концепция не ориентирована на практическую реализацию в системе образования, как религиозного, так и светского.
В ходе заседания рабочей группы при ОРОиК РПЦ по подготовке проекта Концепции 21 августа 2012 года, на котором присутствовало 14 человек, включая Председателя ОРОиК РПЦ и основных разработчиков представленных проектов, были рассмотрены оба варианта. При обсуждении обращено внимание на то, что каждый из текстов содержит важные элементы, которые должны войти в единый текст Концепции. Принято решение создать единый документ путем соединения двух проектов к следующему заседанию рабочей группы ОРОиК, назначенному на 3 сентября.
II этап – сведение материалов – продолжался с 21 августа по 5 сентября 2012 года.
По итогам заседания рабочей группы ОРОиК РПЦ 21 августа, профессором В. И. Слободчиковым (чл.-корр. Российской академии образования) была предложена стратегия дальнейшей работы над документом.
Каждая из групп разработчиков занималась соединением текстов самостоятельно, взяв за основу свой вариант и дополнив его элементами другого текста. В результате к заседанию рабочей группы ОРОиК 3 сентября 2012 года было предложено два варианта сведенного текст. На заседании была отмечена важность проделанной работы и содержащихся в проектах материалов, однако замечено, что документы реализуют разные подходы к поставленной задаче. В то же время, объем документов (оба документа занимали примерно по 170 страниц, шрифт Times New Roman 13, интервал 1,5) слишком большой и требует сокращения. Принято решение к 5 сентября коллегиально создать единый текст для представления на отзыв рабочей группе Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения. Работу вызвался выполнить профессор В. М. Меньшиков.
III этап. Рассылка проекта Концепции, подготовленного профессором В. М. Меньшиковым, получение отзывов и коррекция текста – создание обобщенного и сокращенного проекта Концепции.
10 сентября 2012 года состоялось расширенное заседание рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения. В работе заседания впервые в качестве членов рабочей группы приняли участие протоиерей Владимир Воробьев, заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви по вопросам лицензирования, аккредитации и стандартам, руководитель сектора теологического образования, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и А. И. Кырлежев, научный консультант Синодальной Библейско-богословской комиссии, представивший на рассмотрение рабочей группы доработанный раздел о научно-исследовательской деятельности. Членами рабочей группы был утвержден раздел к Образовательной концепции о богословско-пастырском образовании, подготовленный архимандритом Кириллом (Говоруном). Дано поручение ПСТГУ разослать членам рабочей группы текст раздела «Теология в вузах непрямого церковного подчинения.
В качестве приглашенных экспертов работе заседания приняли участие епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий и профессор В. М. Меньшиков. Предложенный ими вариант текста с правками и дополнениями от 14.09.2012 г. был разослан членам рабочей группы и экспертам для получения отзывов, которые должны были быть направлены в ОРОиК до 1 октября 2012 г.
Было получено 10 отзывов: от ПСТГ, Синодальной Библейско-богословской комиссии, заведующего лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования профессора И. В. Метлика, сотрудников Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» священника Димитрия Артемкина и М. В. Никифорова, вице-президента Благотворительного фонда имени святителя Димитрия Ростовского О. В. Афанасьевой, кандидата богословия протоиерея Алексия Ладыгина и к. пед. н. иеромонаха Онисима (Бамблевского), заведующего сектором ОПК ОРОиК РПЦ Г. В. Демидова, заместителя директора Института управления университета МГИМО профессора А. А. Александрова и сотрудника Информационно-аналитической службы ОРОиК РПЦ Е. Г. Балашовой. Отзывы касались как объема, так и содержания представленного документа.
На вышеупомянутом заседании рабочей группе ОРОиК было дано поручение на основании присланных замечаний подготовить итоговый обобщенный вариант текста Концепции и представить его к следующему заседанию рабочей группы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения. Рекомендации, касающиеся принципов создания единого документа, направили в Отдел Преосвященнейший епископ Зиновий и профессор В. М. Меньшиков. В соответствии с данным поручением текст был значительно сокращен и доработан. Обязательным приложением к тексту Концепции было решено сделать документ «Основные понятия и определения», подготовленный в ОРОиК РПЦ. Окончательный вариант проекта Концепции после внесения правки, сделанной митрополитом Меркурием 1 ноября 2012 года был разослан для ознакомления членам совместного заседания рабочей группы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения и рабочей группы ОРОиК РПЦ по написанию Образовательной концепции Русской Православной Церкви, запланированного на 6 ноября.
На заседании двух рабочих групп по подготовке Образовательной концепции Русской Православной Церкви 6.11.2012 было решено принять существующий проект Концепции как рабочий утвержденный, включить в итоговую версию документа поправки, для чего в срок до 20 ноября с.г. собрать отзывы членов рабочих групп, а также поручить Синодальной Библейско-богословской комиссии подготовку богословского текста, предваряющего Концепцию. Прозвучало мнение о необходимости дальнейшей доработки проекта Концепции, для чего предложено также учесть решения совещания руководителей теологических факультетов с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое состоится 27–28 ноября. Получившийся в итоге доработки проект вынести на обсуждение рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия, назначенной на 3 декабря.
IV этап. Сбор отзывов на проект Концепции от 31.10.2012. Доработка данного проекта. 6 ноября – 2 декабря 2012 г.
К 20 ноября поступили отзывы от: протоиерея Сергия Коротких и Е. Н. Зайчиковой, протоиерея Алексия Ладыгина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), А. И. Кырлежева (от Синодальной Библейско-богословской комиссии), А. А. Александрова, О. В. Афанасьевой, С. М. Шестаковой, сектора православного образования и сектора катехизации ОРОиК РПЦ. Данные отзывы содержали конкретные предложения по правкам, которые были учтены при доработке проекта Концепции, взятого за основу на совещании 6 ноября.
От Учебного Комитета поступила «Рецензия на проект Образовательной концепции…», подписанная протоиереем Максимом Козловым и протоиереем Владимиром Воробьевым, содержавшая, помимо нескольких конкретных замечаний по тексту, критику как отдельных положений проекта, так и логики построения документа в целом и предложение о реструктуризации документа, иных подходах к его содержанию, фактически – о написании нового проекта Концепции, «исходным пунктом» которого предлагается: «представление о богословской науке, образовании и просвещении. Нужно сформулировать внутренние (для Церкви) и внешние (для общества) функции богословия, принципы, цели и задачи его развития, как вневременные, так и текущие, его место в универсуме наук и системе образования всех уровней». Общий вывод документа: «Необдуманная, невыверенная стратегия образования, будучи сформулирована и закреплена в концепции, может иметь необратимые последствия и нанести огромный урон действующей системе духовного и религиозного образования».
А. И. Кырлежев выразил позицию Синодальной Библейско-богословской комиссии, которая заключается в том, что документ должен быть переделан по структуре, поскольку «в последовательности разделов Проекта внутрицерковное образование растворено в общем взгляде на образовательную систему в целом». «Миссионерская деятельность Церкви – образовательная, культурная, цивилизационная – является важнейшей составляющей церковного служения в мире. Однако такая деятельность станет подлинно церковной только в том случае, если Церковь будет развивать свою собственную, внутрицерковную богословскую, пастырскую и образовательную деятельность». Данный документ предлагает «радикальный пересмотр предложенного Проекта ОКЦ».
Рабочей группой ОРОиК было решено доработать проект с учетом поступивших конструктивных предложений, направить его для ознакомления членам рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия, а также составить перечень возможных приложений к основному тексту Концепции и предварительный текст, описывающий образовательную систему Русской Православной Церкви. Рабочей группой Комиссии Межсоборного присутствия по написанию Концепции решено вынести вопрос о стратегии дальнейшей работы на обсуждение рабочей группы 3 декабря 2012 г.
V этап. Доработка проекта рабочей группой Комиссии Межсоборного Присутствия. 3 декабря 2012 г. – по настоящее время.
На заседании рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия, где присутствовали приглашенные лица, принимающие непосредственное участие в работе над текстом Концепции, руководитель рабочей группы протоиерей Максим Козлов предложил два возможных вида дальнейшей работы: доработка существующего документа или создание альтернативного проекта.
А. И. Кырлежев изложил позицию комиссии СББК, согласно которой подход и структура концепции должна быть принципиально иной. По мнению СББК, в представленном проекте выстроена иная ценностная иерархия, в которой на первое место выдвигается культурологический подход. В этой связи исправление документа он посчитал невозможным. Несколько позже он изложил свое видение в документе «Материалы к обсуждению проекта Образовательной концепции Русской Православной Церкви».
Позиция ПСТГУ и Учебного комитета выражалась в необходимости взять за основу описание высшего образования, как дающего наиболее полную картину, а далее переходить к среднему образованию, являющемуся малой частью образовательного поля. Признание государством полноценного богословского образования, теологического стандарта, – сильная позиция Церкви, в дальнейшем это описание можно проецировать на школу. Акценты на культурологический подход виделись как продиктованные Министерством образования и являющиеся, по сути, рефлексией атеистического подхода к культурныме и религиозным проблемам.
Представитель ОРОиК РПЦ отметила ошибочность понимания культорологического подхода как религиоведческого, по ее мнению в проекте документа отражена позиция максимального приближения Церкви к педагогическому процессу. Такое направление православного образования как культурологическое упоминается в Концепции первым, т.к. общество привлекается к религиозному образованию через культурологические дисциплины, вводимые в школах, и важно и дальше развивать этот путь, начиная с дошкольного образования. Описание системы образования начинается с общего образования, поскольку оно охватывает наибольшее число людей.
Принципиальная позиция ПСТГУ и Совета по теологии выразилась в том, что культурологический характер подачи материала недостижим без серьезной богословской подготовки педагога. Опасность видится в общепринятых компромиссных терминах, таких как «культурологический характер подачи материала», «духовно-нравственное воспитание», «светский характер образования», которые могут пониматься по-разному.
Участники заседания внесли предложение принять решение о создании редакторской группы из трех человек (представители ОРОиК РПЦ, Учебного комитета, СББК) в составе рабочей группы, которая аккумулирует и синтезирует высказанные замечания, пожелания и принципы. Группе было поручено подготовить единый текст Концепции, еще больше сократив текст документа.
Далее начался процесс создания, по сути, абсолютно нового текста документа, в который лишь частично вошли написанные ранее части. Вся структура была полностью переделана. На первый план, по настоянию представителей Учебного комитета и ПСТГУ, вышли вопросы богословия (теологии).
Обсуждение текста в целом, отдельных частей и терминов происходило на последующих заседаниях рабочих групп 25 декабря 2012 г., 29 января 2013 г. Сведение предложений в единый документ было поручено заведующей Сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ Марине Владимировне Таланкиной.
На заседании 11 марта 2013 года была принята обновленная структура будущего документа, предложенная представителя ПСТГУ.
Ядром концепции по общему мнению должно было стать максимально конкретное описание образовательного поля. Значительную часть Концепции составило описание учебных заведений подведомственных Учебному комитету и ОРОиК.
Попытка осмысления единого смыслового центра документа была предложена М. В. Таланкиной в апреле 2013 г. в письме, где был изложен взгляд на новые принципы подхода к изложению материала.
На заседании 26 апреля в ходе дискуссии вновь обозначили существующие сложности и противоречия, однако принято решение постараться устранить концептуальные разногласия и найти точки соприкосновения в работе над документом.
Проект постоянно согласовывался, дорабатывался, однако преодолеть возникшее в процессе совместной работы разное видение как составляющих элементов, так и основных акцентов Концепции в данном варианте так и не удалось. В проекте, в отличие от предварительной редакции, предложенной ОРОиК, при наличии ряда удачных идей, а самое главное – объема самого текста, тем не менее, отсутствовали (им просто не оставалось места в самой структуре) основополагающие положения, относящиеся, например, к принципам и направлениям образовательной деятельности Русской Православной Церкви, характеристикам и составляющим организационной системы образовательной деятельности, социальному партнерству и формам взаимодействия Церкви, государства и общества и т.д. В частности отсутствовали дефиниции, четкого разделения определений религиозного образования, видов (типов) религиозного образования, светского характера образования, православной образовательной организации. Многие положения утверждались, но не обосновывались.
По мнению представителей ОРОиК, практически весь смысловой акцент Концепции оказался перенесен не просто на необходимость развития богословия, а на получение обязательного профессионального богословского образования всеми преподавателями православно-ориентированных предметов, не только в образовательных организациях Русской Православной Церкви, но и преподавателей ОПК в государственных и муниципальных школах. Подобное требование, а не пожелание, может губительно сказаться на православном образовании в средней школе, тем более, будучи прописано в основополагающем документе, касающемся образования. В целом получившийся текст создавал ощущение совершенно иного концептуального подхода к вопросам образовательной деятельности Церкви, противоречащего подходам к вопросам православного образования, на основании которых работает Синодальный ОРОиК: здесь не допускается позитивное восприятие культурологического подхода к преподаванию Основ православной культуры, структурно – теряется возможность влияния Церкви на православное культурологическое образование, если в нем отсутствует передача всех управляющих функций Церкви и обязательно получение высшего богословского образования педагогами.
Эти и другие вопросы к тексту обсуждались представителями Синодальных структур в ходе работы над проектом. Было решено представить к следующему заседанию рабочей группы Комиссии два проекта – предложенные ПСТГУ и ОРОиК РПЦ.
10 июня 2013 года состоялось заключительное заседание рабочей группы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения по написанию Образовательной концепции Русской Православной Церкви, на который были представлены два проекта. В ходе заседания игумен Митрофан (Шкурин) представил правки и уточнения, внесенные митрополитом Меркурием. Было решено поручить редакционной группе составить единый текст Концепции с учетом предложений и поправок, представителю СББК осуществить рецензирование итогового текста. Утвержденный и подписанный текст Концепции передать на рассмотрение Комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
Проект Концепции от 29 июня 2013 г. был направлен экспертам для получения отзывов и предложений по внесению правок. Отзывы прислали:
– первый заместитель Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии иерей Илья Макаров,
– чл.-корр. Российской академии образования, профессор кафедры педагогики, проректор по научной работе Ростовского государственного педагогического университета, председатель методического объединения по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» при Министерстве образования и науки РФ, зам. директора Московского института развития образования, д. пед. н., А. Я. Данилюк,
– заведующий лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, заведующий Научно-методическим кабинетом ОРОиК Русской Православной Церкви, д. пед. н., профессор Игорь Витальевич Метлик,
– заместитель директора Института управления МГИМО, к. ист. н., профессор А. А. Александров.
Итоговый единый проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви подготовлен 18 июля 2013 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского.