Возможность поступления граждан Украины школьного возраста в общеобразовательные организации Российской Федерации, включая православные общеобразовательные организации, существует и закреплена законодательно.
В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение на общедоступной основе дошкольного и общего образования (ч. 2 ст. 78 Федерального закона № 273-ФЗ).
Православные образовательные организации входят в общую систему общеобразовательных организаций страны, относятся к частным общеобразовательным организациям с религиозным компонентом (п. 7 ст. 87 Федерального закона № 273-ФЗ).
К православным общеобразовательным организациям относятся только те организации, которые имеют конфессиональное представление Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и государственную образовательную лицензию. Их список, адреса телефоны и сайты, общая информация находятся на сайте Синодального отдела, в разделе «Реестр православных образовательных организаций».
Правила приема в конкретную образовательную организацию устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно (ч. 9 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Православные школы вправе устанавливать дополнительные требования при приеме, вытекающие из внутренних церковных установлений ( п.11 ст.87 ФЗ № 273-ФЗ). Как правило, если такие особенности установлены школой, то они касаются необходимости рекомендаций от духовника семьи или ребенка, согласия родителей на получение их детьми религиозного образования, привлечения к участию в богослужениях и т.п.
Минпросвещения РФ разработало методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного и общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР) и Украины (далее — Рекомендации от 24.02.2022, Рекомендации от 04.04.2022).
Исходя их вышеизложенного, порядок таков:
Получение начального общего образования в общеобразовательных организациях РФ начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте ( п. 8 Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»)
Для поступления необходимо направить в образовательную организацию заявление.
Родителями (законными представителями) ребенка или поступающим в заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;
б) дата рождения ребенка или поступающего;
в) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего;
г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;
д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;
е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;
ж) о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;
з) о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
и) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);
к) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на оказание психолого-педагогической помощи ребенку;
л) язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);
м) родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);
н) государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации);
о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
п) согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных.
Для приема родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий представляют следующие документы:
а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;
б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;
в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);
г) копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);
д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);
е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
ж) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).
При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий — оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.
Родители (законные представители) детей, прибывшие с территорий ДНР, ЛНР, Украины дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.), в случае если они не являются гражданами Российской Федерации.
Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.
При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях, заключенным в г. Москве 26 мая 2000 г. документы об основном общем образовании, признаются эквивалентными в обоих государствах .
Документы по возможности представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и представленных документов
В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления каких-либо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, Министерством просвещения рекомендуется принять ребенка в образовательную организацию, на основании заявления родителя (законного представителя).
В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территорий ДНР, ЛНР, Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в образовательную организацию на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. (Письмо Министерства просвещения РФ от 4 апреля 2022 г. N 03-442 «О направлении методических рекомендаций»)
В части организации обучения детей, Методические рекомендации (письмо Министерства просвещения РФ от 4 апреля 2022 г. N 03-442 для образовательных организаций предусматривают следующее:
Организация обучения детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР:
уровни общего образования, установленные Законом об образовании (утвержден постановлением Народного Совета ДНР от 19 июня 2015 г. № I-233П-НС) и Законом ЛНР от 30 сентября 2016 г. № 128-II «Об образовании», а также перечень учебных предметов по уровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки ДНР от 7 августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121-НП) соответствуют уровням общего образования и перечню учебных предметов, установленным в Российской Федерации (за исключением учебных предметов «Астрономия» (определен как дополнительный учебный предмет) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛНР), соответственно обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих общеобразовательных организациях;
В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация , итоги которой позволят рекомендовать класс обучения.
Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно , с учетом конкретных жизненных ситуаций детей.
Организация обучения детей, прибывающих с территории Украины:
в соответствии с Законом Украины «Об образовании» от 5 сентября 2017 г. № 2145-VIII в стране установлены следующие уровни полного общего среднего образования:
— начальное образование со сроком обучения 4 года;
— базовое среднее образование со сроком обучения 5 лет;
— профильное среднее образование со сроком обучения 3 года.
Вместе с тем переход на трехлетнее профильное среднее образование в украинских образовательных организаций полностью не осуществлен. Рекомендуется обучающихся 10-11 классов уровня профильного среднего образования в случае обучения по трехлетней программе (10-12-е классы) зачислять в 10-й класс.
Отметки, полученные в период обучения на Украине с использованием в образовательной организации двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), рекомендуется переводить в пятибалльную систему оценивания следующим образом:
Украина | Российская Федерация |
«10», «11», «12» | «5» |
«9», «8», «7» | «4» |
«6», «5», «4» | «3» |
«3», «2», «1» | «2». |
В связи с тем, что образовательные стандарты Украины отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, рекомендуется для обучающихся, прибывающих с территории Украины, провести промежуточную аттестацию, на основании которой организовать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения.
Заявление об участии в ГИА-9 и ГИА-11 может быть подано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и 1 марта) при наличии уважительной причины. При этом причина «переезд из ДНР, ЛНР, Украины» может считаться уважительной.
В РИС могут быть внесены сведения из любого документа, удостоверяющего личность участника ГИА-9 и ГИА-11 (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т. д.).
В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизиты документа, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется при наличии документа, удостоверяющего его личность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от образовательной организации.