Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 22 августа 2012 года N 08-250
О введении учебного курса ОРКСЭ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе инструктивно-нормативные материалы и методические рекомендации «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса, подготовленные по итогам семинара — совещания представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
Директор Департамента
Е.Л.Низиенко
Приложение. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса
Приложение
Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее — ОРКСЭ).
Нормативно-правовая основа преподавания
Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях».
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», далее — Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены приказом Минобразования России от 1 июля 2003 года N 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
В проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — проект ФЗ «Об образовании в РФ) включена статья 90 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».
Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного комплексного учебного курса.
Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учетом возможных изменений, связанных с принятыми решениями о преподавании ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году в 4 классах общеобразовательных учреждений.
С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089» внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312» внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 года) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года — 34 учебных часа в год в 4 классах.
Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курса
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
В образовательном процессе с целью преподавания указанного комплексного учебного курса используются учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.
Для дальнейшего совершенствования методики преподавания ОРКСЭ создано Методическое объединение по ОРКСЭ при МКС. Его основными задачами являются: проведение экспертизы учебно-методических материалов ОРКСЭ, разрабатываемых в регионах; научно-методическое обеспечение ОРКСЭ.
Апробация ОРКСЭ в 2009-2011 годах
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 и в соответствии с планом мероприятий по апробации ОРКСЭ в 2009-2011 годах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1578-р. Координацию работы по подготовке к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте Российской Федерации осуществлял Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — МКС).
Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся, их отношения с родителями (законными представителями). Введение ОРКСЭ было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью. 88% родителей, 94% учителей, 93% руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти положительно отнеслись к введению ОРКСЭ. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.
Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ
С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания подготовлены: книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений; книга для родителей.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) при участии Минобрнауки России создан специализированный портал: www.orkce.org, который предназначен для оказания консультационной и информационной поддержки введения курса ОРКСЭ, для обмена методическими, технологическими и содержательными ресурсами, которые создаются в ходе введения курса, или были созданы ранее всеми его участниками (школьными, учителями, преподавателями-тренерами, тьюторами, консультантами и экспертами).
Информация на портале размещена в следующих разделах:
— «Нормативные материалы»,
— «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора»,
— «Новости и СМИ об ОРКСЭ»,
— «Региональный опыт»,
— «Обратная связь».
Раздел сайта «Нормативные материалы»
Предназначен для ознакомления с информацией по нормативно-правовым материалам, содержащим постановления Правительства, определяющие ход апробации и внедрения ОРКСЭ в образовательный процесс школы; протоколы заседания межведомственных и межрегиональных комиссий, определяющих стратегические задачи разработки курса ОРКСЭ и его апробацию, введение, приказы и другие нормативные акты, издаваемые Минобрнауки России, АПК и ППРО в целях регламентирования процессов разработки и проведения мероприятий, связанных с ОРКСЭ.
Встроенная лента аннотированного меню содержит список документов типа «блог» (первые сверху).
На странице документа имеется ссылка на прикрепленный файл документа для скачивания.
Раздел сайта «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора»
Предназначен для ознакомления с информацией по методическим материалам, включающим методические разработки отдельных тем для преподавателей-тренеров и тьюторов; комплексные и тематические методические разработки, которые адресованы, как преподавателям-тренерам, так и учителям, которые преподают, или будут преподавать ОРКСЭ; модельные презентации проектов, которые могут быть использованы в качестве образцов в ходе организации проектной работы с учителями; дидактические раздаточные и другие материалы, используя которые преподаватель-тренер или учитель уточняет методику проведения учебных занятий в рамках подготовки к введению курса ОРКСЭ и школьных уроков.
Любой файл можно скачать с сайта, а также имеется возможность добавлять комментарии зарегистрированным пользователям сайта ОРКСЭ.
Раздел сайта «Новости и СМИ об ОРКСЭ»
Предназначен для ознакомления с новостной информацией по тематике проекта. Встроенная новостная лента содержит список документов типа «блог» (последние сверху), данных в аннотированном виде. Каждый документ имеет ссылку «подробнее…» на открытие страницы с полной информацией по документу.
На странице документа, имеется возможность добавлять комментарии зарегистрированным пользователям сайта ОРКСЭ в специальной форме «Отправить комментарий».
Раздел сайта «Региональный опыт»
Предназначен для ознакомления с информацией: новости, оперативная информация о работе в регионах — участниках апробации 2009-2011 годов, опыт стажировочных площадок, материалы для экспертов, презентации проектов, положительный опыт апробации и успешного введения курса в штатном режиме и прочее.
Для обмена мнениями на портале располагается форум. Форумы позволяют пользователям портала обсуждать друг с другом темы, обеспечивая архивирование сеансов для получения последующих справок. Пункт меню «Создать содержимое» в меню модераторов и администраторов создает исходное сообщение для новой тематической дискуссии.
Тематическая дискуссия происходит в том случае, если люди оставляют комментарии по заявленной теме форума (или комментарии на другие комментарии в пределах этой темы). Тема форума содержится в форуме, который может хранить много подобных или связанных тем.
Раздел сайта «Обратная связь»
Раздел «Обратная связь» предназначен для обратной экстренной связи с разработчиками портала и содержит форму для отправки сообщений администратору сайта.
Возможность комментирования предоставляется только зарегистрированным пользователям. На сайте, в правом верхнем углу, есть кнопка «Регистрация» с пошаговой инструкцией для регистрации.
Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru.
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека — www.gumfak.ru:
Государственный музей истории религии — www.gmir.ru.
Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты — http://www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы организации обучения по курсу ОРКСЭ в 2009-2011 годах, в том числе по теме организации взаимодействия с религиозными организациями, представлены в подготовленных в этот период информационно-методических материалах — письмо Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования «Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» от 8 июля 2011 года N МД-883/03.
С 2012-2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.
Важно, чтобы учитель по любому из модулей ОРКСЭ понимал цели изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе, содержание курса, подходы к преподаванию религиозных культур, не нарушая при этом принципов научности, мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов каждой религии и этики базируются на принципе общеобразовательного, светского характера курса. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должно обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей данного курса с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Несмотря на различное содержание учебного материала каждого модуля, сохранено их методологическое, структурное, методическое и дидактическое единство. Оно обеспечивается «Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» (приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69):
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен:
знать/понимать:
— основные понятия религиозных культур;
— историю возникновения религиозных культур;
— историю развития различных религиозных культур в истории России;
— особенности и традиции религий;
— описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
— описывать различные явления религиозных традиций и культур;
— устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
— излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
— строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
— участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
— готовить сообщения по выбранным темам.
Программы модулей учебного курса ОРКСЭ дополнены сведениями по ознакомлению с другими религиозными культурами. В ситуации, когда класс делится на группы, изучающие разные модули курса, следует организовать учебное взаимодействие между ними. На первом, общем для всех модулей уроке, определяются общие цели и задачи изучения курса, стратегии межмодульного взаимодействия. На уроках 31-34 происходит знакомство с содержанием других модулей, а также презентация учебных проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.), подготовка которых предполагает взаимодействие учащихся из разных групп (модулей курса). Кроме того, часть времени повторительно-обобщающих уроков можно посвятить обзорно-ознакомительному изучению отдельных ключевых тем, включенных во все модули. Например, «Культура и религия», «Священные тексты», «Золотое правило нравственности», «Милосердие», «Семья», «Добро и зло», «Календарь и праздники», «Священные сооружения», «Долг и добродетель, свобода и ответственность», «Искусство», «Отношение к природе» и т.д.
Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна строиться как позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего мировоззрения, уважения и обеспечения мировоззренческого и культурного выбора, образовательного заказа семьи в преподавании ОРКСЭ.
Важным условием функционирования образовательной среды является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Под ними подразумевают такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии. Не менее важную учебную роль может выполнить использование на уроках выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты, трудов учёных по изучаемым вопросам, статьи и книги глав и авторитетных деятелей соответствующих конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:
— понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
— понимание учащимися, что их поведенческие модели — одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
— потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих социально значимых задач;
— мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
— стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.
Преподавание ОРКСЭ предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач:
— точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразия религий, существующих в мире;
— рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;
— освещение особенностей учений различных религий, в первую очередь нравственной составляющей этих учений;
— описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала. Манера объяснения, школьной лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным, поскольку музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, может быть непривычен и малопонятен для большинства школьников.
Полезно эффективно использовать окружающую социокультурную и историческую среду в учебных целях. Например, изучение основ традиционных религиозных культур будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храмов. В ходе такой мини-экскурсии следует заострить внимание учащихся на архитектуре и устройстве храма. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников при соблюдении необходимых норм внешкольной учебной работы. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи — воспитания уважительного и бережного отношения к отечественному религиозному и культурному наследию своей «малой родины».
Преподаватель должен позаботиться о комфортабельной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, возможно их свободного перемещения в аудитории.
При работе с младшими школьниками учёт психологического фактора является для данной возрастной группы во многом определяющим. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.
В процессе духовно-нравственного развития во внеучебное время применяются различные методы. Выбор методов зависит от программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания воспитательной деятельности, её направленности. В духовно-нравственном образования учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми необходимо проводить различные мероприятия: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, что будет поддерживать образовательную деятельность по ОРКСЭ.
Большую работу члены педагогического коллектива должны проводить с родителями, которые могут непосредственно участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Так в начальной школе изучение ОРКСЭ требует обязательного привлечения родителей. Возможный вариант привлечения родителей это разработка плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ. Он может быть подготовлен общими усилиями педагогов, родительского актива, детей. Данная работа позволит определить общественный заказ школе по духовно-нравственному воспитанию. Широкое проявление потребности в изучении духовно-нравственной культуры в целом, а также расширении знаний о культурных корнях мировых религий в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность. Важность формирования школой духовно-нравственных ценностей сегодня осознается не только обществом, но и государственными институтами.
В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ изучается культура поведения, как вид нравственных норм и форма проявления нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения, труда. Младшие школьники изучат правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе и т.д. Формы и методы работы многообразны. Важно, чтобы была создана система работы по формированию духовно-нравственных ценностей, этим самым мы подтвердим постулат В.А.Сухомлинского: «Если человека учат добру — … в результате — будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Система оценивания планируемых результатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания — одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ — уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:
— подведение итогов работы;
— сравнение (с самим собой и другим).
Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Рекомендуется использование технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.
При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.