— Владыка, Пятигорская и Черкесская епархия была создана в этом году. На одной из первых встреч с общественностью Вы обрисовали план первоочередных действий епархии, в том числе в области образования. В частности, Вы сказали, что будут созданы образовательные центры. Расскажите подробнее, что они с себя будут представлять, кто будет в них работать, по каким методикам, кто будет их посещать?
— Слава Богу, у нас слова с делами не расходятся, и такой образовательный центр уже создан на базе Свято-Никольской классической православной гимназии в городе Кисловодске. Его возглавляет руководитель Отдела образования и катехизации нашей епархии протоиерей Иоанн Знаменский. В качестве специалистов в центре работают педагоги, как самой гимназии, так и высших учебных заведений региона.
Кроме того, чтобы активизировать работу в образовательной сфере, был назначен помощник правящего архиерея по образованию. Это директор Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) Валентина Дмитриевна Лаза. На протяжении многих лет она занимается образовательной деятельностью и сегодня, при поддержке архиерея, решает вопросы, связанные с расширением церковного образования.
Что касается методик, то, в первую очередь, мы опираемся на инструкции и пособия, которые разрабатываются и рекомендуются Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Но для того, чтобы разобраться в так называемом региональном компоненте образовательного сегмента, мы планируем в ближайшее время собрать общеепархиальный съезд законоучителей, на котором одним из вопросов станет обмен существующими программами для обобщения их результатов в нашей епархии.
Важным образовательным центром на Северном Кавказе является Ставропольская духовная семинария. В ней училось большинство православных священнослужителей региона; и сегодня в семинарии обучаются представители не только Ставропольской, но также Пятигорской, Владикавказской, Бакинской и других епархий. Наше сотрудничество с Духовной Школой имеет и другие измерения. Например, в сентябре в сотрудничестве со Ставропольской духовной семинарией, ПГЛУ и краевым министерством культуры в музыкальном училище города Минеральные Воды начали обучение по новой программе дополнительного образования в области церковной музыки и церковного искусства.
Мы продолжаем разного рода дискуссии и встречи, чтобы определить стратегию развития церковного образования, особенно в условиях Северо-Кавказского региона. Чтобы церковная миссия и служение были успешнее, с будущего года в Институте государственных и конфессиональных отношений ПГЛУ на отделении исламской теологии начнут обучаться священнослужители нашей епархии. Это очень важный шаг, так как население региона составляют люди разных вероисповеданий.
В Пятигорской и Черкесской епархии есть собственные учебные заведения: две гимназии, в Кисловодске и в Черкесске, и один православный детский сад. Есть несколько православных школ, — муниципальных общеобразовательных учебных заведений, в которых преподаются основы православного вероучения, исторические дисциплины, связанные с историей Русской Православной Церкви. Думаю, в будущем году шаги по развитию системы образования мы продолжим открытием новых православных детских садов.
Важным событием в начинающейся истории Пятигорской и Черкесской епархии стало проведение августовского педагогического совета с участием преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в муниципальных школах и завучей этих школ. Своим присутствием и активной работой нас поддержали руководители образовательных ведомств Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики, на территории которых работает экспериментальная площадка по введению предмета ОРКСЭ в курс школьной программы.
Педсовет выявил интересную тенденцию – если раньше приходилось активно объяснять необходимость введения ОРКСЭ, то сегодня преподаватели настаивают на том, чтобы он не только сохранялся в школах, но имел свое развитие. В частности, чтобы о Православной культуре говорили не только в 4–5-х классах, но гораздо раньше, и продолжали этот разговор в последующих классах, может быть, в ином объеме и формате, но чтобы эта дисциплина обязательно сохранялась в школе. Педагоги отметили положительные изменения, произошедшие в тех классах, где появился этот предмет, начиная от вопросов, связанных с повышением уровня знаний и общего интереса к духовному образованию, и заканчивая вопросами поведенческого характера, коммуникацией внутри класса, между учащимися, между педагогом и учащимися.
— Владыка, в своем рассказе Вы затронули сразу несколько тем, о которых хотелось бы поговорить отдельно. Так, вы сказали, что православное духовенство будет изучать, в том числе, ислам, поскольку Кавказ – регион многонациональный, многоконфессиональный. А исламское духовенство не собирается изучать православие?
— О таком желании мне неизвестно, но полагаю, что интерес последует. Насколько я знаю, уже сейчас, в том числе и в ПГЛУ, есть ребята, которые учатся на факультете «Православная теология», не являясь при этом христианами. Но это только начало и наш пример должен стать свидетельством очень глубокого интереса к тем религиозным культурам, с которыми на протяжении многих столетий мы живем на Северном Кавказе.
Кстати, изучение христианами исламской теологии, и изучение мусульманами христианской теологии совершенно не ново для Северного Кавказа. Если мы вспомним историю дореволюционных духовных учебных заведений, например, Ардонской православной духовной семинарии, то в ней обучались также мусульмане, которые получали православное образование, оставаясь при этом последователями ислама.
В период активного атеизма эта традиция была прервана и сегодня незнание основ той или иной религиозной традиции нередко приводит к напряженным ситуациям. Более того, некоторые, откровенно спекулируя этим незнанием, под предлогом некоего религиозного взгляда на жизнь, ставят отношения между людьми на грань конфликта. Чтобы предотвратить такое развитие событий, мы и делаем первый шаг. Это даст нам возможность не только профессионально знать основы, положенные в концепцию исламского мировоззрения, но позволит стать равноправным участником разного рода диалогов и открытых дискуссий.
Часто приходится слышать разного рода деятелей, которые, не имея ни малейшего представления о культуре той или иной религиозной традиции, а имея лишь газетное образование, воспитанное большей частью на заголовках, начинают бравировать понятиями, словосочетаниями, выражениями, не понимая ни их сущности их, ни по поводу чего и к кому они были обращены. Чтобы избежать подобного рода спекуляций, мы и возвращаемся к изучению традиционных религиозных культур в рамках именно светского образования, в рамках светского вуза, каким несомненно является ПГЛУ.
Врамках организуемой епархией образовательной конференции в ноябре мы планируем широкую презентацию книг Священного Писания, переведенных на языки народов, живущих на территории Северного Кавказа. Это важно, потому что Священное Писание, по слову самого Господа, должно быть донесено до каждого человека на его родном языке.
С другой стороны, то что Священное Писание переводится, является важным знаком уважения к культуре того или иного народа. Ведь когда мы приходим в гости к человеку иного языка и культуры, мы обязательно стараемся хотя бы несколько слов сказать на родном для этого человека языке: поприветствовать, попрощаться, поблагодарить. Для хозяина это свидетельство уважения к нему и его обычаям, народу. И он ответит также уважением, открытостью, доверием.
Полагаю, что Священное Писание, переведенное на национальные языки, вызовет такую же реакцию уважительного отношения и к православной христианской культуре. Тогда мусульмане и христиане узнают друг друга без тайн, поймут, во что и почему верят и чем руководствуются одни и другие, что существенно облегчит взаимоотношения.
— Известно, что Ставропольский край и Карачаево-Черкесия в числе других 19 регионов России были выбраны для пилотного внедрения новых предметов духовно-нравственного образования в 2009 году. Однако пятигорские школьники знакомятся с религиозными основами уже 15 лет, с 1996-го. Таким образом, у вас есть возможность сравнить отношение детей и родителей к данному предмету как факультативному и как обязательному. Есть ли какие-либо исследования по этому поводу?
— Всю информацию аналитического характера можно найти на сайтах Министерств образования России и Ставропольского края. Что касается именно Ставрополья, то, могу однозначно сказать, что убедительное большинство населения в качестве модуля выбрало православную культуру. На территории Карачаево-Черкесии и других северокавказских республик также большое число родителей и детей выбрали православие, преимущественно, безусловно, в тех городах и селах, где живут исповедующие его.
Что касается сравнения между факультативом и ОРКСЭ, то делать его непросто, потому что в обоих случаях этот предмет очень ярко выражен: он хорошо подготовлен, имеет солидную базу, достойные учебники, программы. Но следует отметить, что факультативы рождались вместе с педагогами. Сначала появлялся педагог, который приносил преподавание Основ православной культуры посредством своей внутренней и внешней сопричастности православной культуре. Несколько иную картину мы видим в рамках преподавания духовно-нравственной культуры. Мы знаем институт тьюторов, знаем, как они готовились, и в некоторых случаях возникали вопросы, связанные с тем, а кто будет преподавать этот предмет.
Не открою большого секрета, когда скажу, что ученики любят, скорее, не предмет, а преподавателя, который этот предмет дает. И это убедительный факт. То же можно отнести и к данному предмету в особенности.
Факультатив состоялся как предмет вне всякого сомнения, но он состоялся и как компонент духовно-нравственной культуры и предмет Основы православной культуры в рамках ОРКСЭ. Наша принципиальная позиция – сохранить факультатив в тех школах, где он существовал, а в тех, где его не было, всячески помогать развитию предмета в рамках ОРКСЭ.
Предварительные результаты говорят о том, что предмет «Православная культура» востребован в школе, потому что несет в себе двойную нагрузку: информационную и духовно-нравственную, способствующую совершенствованию отношений внутри класса между воспитанниками, между воспитанниками и преподавателями.
— Кавказ – многонациональный регион. С какими трудностями здесь приходится сталкиваться епархии в плане образовательной деятельности?
— Я бы не сказал, что есть специфические трудности, они такие же, как во всей стране. Например, активизация тоталитарных сект религиозного и псевдорелигиозного характера в последние годы заставляет людей испытывать страх по поводу всего, что связано с религией. И возможность получить религиозное культурологическое образование также автоматически вызывает некоторую настороженность. Люди насмотрелись на всевозможных проповедников, на гибель детей и своих родных в сектах, на то, как там лишают людей психического здоровья, материального благосостояния, поэтому все, что так или иначе связано с религией вызывает у большинства опасения.
— Владыка, вы упомянули о том, что одной из первоочередных задач видите открытие большего числа детских православных садов. Каковы для этого сегодня реальные возможности?
— Необходимость в садиках обусловлена желанием самих родителей обучать своих детей в традициях той религиозной культуры, в которой они живут. Вижу это в ходе посещений приходов, особенно расположенных в отдаленных станицах и селах Ставрополья и КЧР. Там мамочки часто спрашивают, куда бы они могли отдать своего ребенка, чтобы быть совершенно спокойными за него.
Мы прорабатываем несколько вариантов. Первый вариант, это самостоятельное строительство, как это произошло в Кисловодске, где православный детский сад был построен силами самого прихода и на территории прихода. Второй вариант возможен с партнерским участием государства в этой программе, потому что речь идет в целом о повышении уровня образования. В том числе, воспитания патриотического отношения к своему государству, образования, связанного с традиционной национальной культурой, что очень важно.
— Владыка, в Тамбовской епархии существует интересный опыт лицензирования деятельности воскресных школ в качестве учреждений дополнительного образования. Есть ли подобный опыт в вашей епархии?
— Мы к этому придем обязательно. Сейчас многие проекты находятся в стадии ожидания по одной причине – оформление юридических вопросов, связанных с образованием Пятигорской и Черкесской епархии. Это потребует некоторого времени.
— Впереди юбилейные Рождественские чтения. Будет ли в них участвовать епархия и насколько активно?
— Пятигорская и Черкесская епархия обязательно будет участвовать в Рождественских чтениях. Более того, получив рекомендации Синодального отдела о том, чтобы провести предварительные Чтения на местах, свои мы организуем в ноябре.
В Москву мы приедем не только послушать и пообщаться, но и поделиться своими наблюдениями и предложениями. В частности, в 2011 году преподаватели ПГЛУ Александр Голев и Елена Давыдова опубликовали сборник по методике организации летнего отдыха подростков, где обобщили в том числе опыт проведения православных летних лагерей. Думаю что в рамках чтений у нас будет возможность презентовать его в соответствующем профильном направлении. Так что едем мы не с пустыми руками.