25 января в рамках Рождественских чтений состоялась секция «Традиция — шаг в будущее», работу которой возглавили митрополит Тверской и Кашинский Виктор и А.С. Алексеева, специалист по дошкольному образованию и вопросам церковных приютов Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
25 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Традиция — шаг в будущее» (опыт, подходы, методики воспитания дошкольников на ценностях православия)», прошедшая в Сергиевском зале комплекса Кафедрального храма Христа Спасителя. Работу секции возглавили: митрополит Тверской и Кашинский Виктор, глава Тверской митрополии и куратор секции А.С. Алексеева, специалист по дошкольному образованию и вопросам церковных приютов Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
На заседании присутствовало более 400 человек из различных епархий Русской Православной Церкви и регионов страны: священнослужители, руководители дошкольных отделов территориальных управлений образования, преподаватели педагогических средних и высших учебных заведений, методических центров, заведующие и воспитатели детских садов, представители Беларуси и Украины.
На заседании выступило более 20 человек. Во вступительном слове митрополит Тверской и Кашинский Виктор, глава Тверской митрополии обозначил значимость дошкольного православного образования в общей системе образования и важность периода детства для развития человека.
Алексеева А. С., специалист по дошкольному образованию и вопросам церковных приютов Синодального отдела религиозного образования и катехизации представила в своем выступлении основные положения документов «Православный компонент дошкольного образования», который разработан в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденными Министерством образования и науки РФ, и «Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста», разработанное к Православному компоненту. Эти документы утверждены Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.
Участники единодушно одобрили данные документы для последующей реализации в практике работы детских садов. Отмечалось, что их применение позволит упорядочить учебно-воспитательный процесс по духовно-нравственному воспитанию, оптимизировать современные подходы к этому направлению, расширить их содержательно и методически, скорректировать в соответствии с возрастными особенностями детей. Рекомендовано позиционировать разработанный документ «Православный компонент дошкольного образования» как базовую основу и стимул для творческой инициативы и самостоятельности специалистов.
Свое видение проблем в плане реализации данных документов рассказали руководитель православного детского сада «Покровский» Белгородской митрополии. Э.Н. Демченко и духовник иерей Владимир Тимофеев. Дан анализ особенностей их работы, решение проблем в контексте новых нормативно-правовых документов дошкольного образования.
На секции большое внимание было уделено вопросам методики и новым педагогическим технологиям, позволяющим разнообразить формы работы с дошкольниками и их семьями по духовно-нравственному воспитанию. Представленный проект «Виртуальный детский сад»: шаг в будущее» (руководитель проекта Баландин Д.Л., генеральный директор ЗАО «Е-Паблищ) предполагает обеспечение дистанционной методической поддержки дошкольного образования, в том числе семейного воспитания и частных детских садов для реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Функционал Проекта позволяет пользователям (родителям, разным категориям работников дошкольного образовательного учреждения) использовать инновационный потенциал современных образовательных программ дошкольного образования с учетом возрастных особенностей детей, организации жизни и воспитания детей, содержания психолого¬педагогической работы с детьми. Разработчикам данного Проекта предложено предусмотреть в нем программы воспитания детей дошкольного возраста на ценностях Православия.
Поднимался вопрос о расширении сети экспериментальных площадок по духовно-нравственному воспитанию и детских садов, интегрирующих данное направление во все виды детской деятельности. В этом направлении полезным оказался опыт детского сада дружественной нам Беларуси (игумен Авксентий (Абражей, духовник детского сада) по организации инновационной республиканской площадки на православных традициях своего народа.
Участники секции единодушно признали полезным опыт православного детского сада «Колокольчик» Нижегородской митрополии (заведующая Негосударственным дошкольным образовательным учреждением «Колокольчик» Выксунской и Павловской епархии Нижегородской митрополии Щербакова T. Л.) и семейного клуба «Рождество» (кандидат культурологии, вице-президент по программным вопросам Центра для детей и родителей «Рождество», г. Москва Абрамова А. А.) по использованию различных форм и методов в работе с родителями.
Работа секции завершилась проведением мастер-класса «Активные формы духовно-нравственного воспитания в режимном процессе детского сада» (ст.н.сотрудник Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель кафедры общей педагогики ПСТГУ Потаповская О.М.). В ходе мастер-класса участники работали с алгоритмами таких активных форм воспитания как поисковый диалог, способствующий развитию основ активного нравственного сознания ребенка, различными видами социокультурных конструкторов (предметных, игровых, мультимедийных). Проводилась практическая работа с предметными, иллюстративными, текстовыми и видео материалами.
Участники секции констатировали, что реализация программ и развитие сети православно-ориентированных дошкольных учреждений, а также реализация законных прав родителей на воспитание детей на традициях своего народа затрудняются из-за не учета приоритетности задач духовно-нравственного развития ребёнка в государственных нормативно¬правовых документах по дошкольному образованию и рекомендовали Синодальному отделу религиозного образования и катехизации и дальше инициировать продвижение поправок в документы по дошкольному образованию.