В работе приняли участие руководители и работники образования Ярославской области и города Ярославля, представители Ярославской епархии и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
31 мая 2011 г. в Доме работников образования г. Ярославля состоялся круглый стол по теме «Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальной системе образования города Ярославля».
В работе круглого стола приняли участие руководители и работники образования Ярославской области и города Ярославля, методисты, школьные учителя — преподаватели учебных модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), представители Ярославской епархии и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Обсуждались следующие темы и проблемы:
— промежуточные итоги преподавания ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, готовность системы образования к продолжению эксперимента в 2011-2012 учебном году;
— методическое обеспечение, методика преподавания основ религиозных культур, этики и религиоведения в рамках ОРКСЭ и в перспективе новой предметной области, формы и приёмы работы учителя, организация методического взаимодействия учителей;
— проблемы подготовки учителей, взаимодействия с конфессиями в этом процессе, требования к учителям курса ОРКСЭ, учителям по основам религиозной культуры, уровню их подготовки, личностным качествам;
— перспективы преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору в контексте завершения эксперимента в 2011-2012 учебном году, введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования.
По итогам обсуждений участники круглого стола выработали следующие предложения:
1. Разработать методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ, ориентированные на специфику региона, в преподавании модуля «Основы православной культуры» ориентироваться на методические рекомендации, размещённые на сайте общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры.
2. Организовать педагогические лектории, обучающие семинары, целевые курсы (в том числе дистанционные) по методике преподавания курса ОРКСЭ, отдельных модулей курса с привлечением представителей религиозных конфессий, преподавателей вузов.
3. Разработать модели преподавания уроков комплексного учебного курса ОРКСЭ по разным модулям, организовать обмен опытом через открытие уроки, фестивали, конкурсы, научно-практические конференции, круглые столы.
4. Создать сетевое сообщество, творческие группы учителей, преподающих ОРКСЭ. Открыть в Методическом кабинете на сайте Городского центра развития образования новый раздел «Основы религиозных культур и светской этики».
5. Организовать комплексную систему методического сопровождения учителей, включая методическое объединения и консультации педагогов по содержанию и методике преподавания комплексного курса ОРКСЭ в целом, отдельных модулей курса с учётом их специфики, содержания, учебно-воспитательных задач.
6. Учитывая рекомендации Межведомственного координационного совета по апробации курса ОРКСЭ (письмо Директора департамента госполитики в образовании И.М. Реморенко №03-1032 от 21 мая 2010 г.) — развивать взаимодействие с представителями религиозных организаций в подготовке учителей по курсу ОРКСЭ, в том числе по модулю «Основы православной культуры». Привлекать представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов (в том числе Ярославской епархии или уполномоченных епархией светских специалистов), для участия в организации курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по модулю «Основы православной культуры».
7. Учитывая особенности курса ОРКСЭ и для достижения лучшего качества преподавания, полноценной реализации учебно-воспитательных целей изучения религиозных культур желательно, чтобы учителя, преподающие курс, в том числе модуль Основы православной культуры, были хорошо знакомы с соответствующими духовно-нравственными традициями.
Участники круглого стола также высказали предложения по вопросу перспектив преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, решение которых выходит за рамки компетенции муниципального уровня. Преподавание основ религиозных культур и светской этики по выбору на «стыке» начального общего и основного общего образования целесообразно постепенно смещать к модели, когда преподавание проводилось бы на определенной ступени общего образования, без «разрыва» между ступенями. Учитывая положительный опыт апробации курса ОРКСЭ, востребованность развития духовно-нравственного компонента школьного образования в обществе предлагается рассмотреть возможность распространения преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по ступеням общего образования, начиная с начальной школы; при этом экспериментальный курс ОРКСЭ может преподаваться в 4 классе.