26 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в храме Ильи Пророка в Китай-Городе состоялся семинар «Православная культура русского народа как основа духовно-нравственного воспитания».
В семинаре приняли участие педагоги и методисты детских садов, православных и светских общеобразовательных школ, колледжей, воскресных школ и центров дополнительного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Калуги, Костромы, Тамбова, Ставропольского, Краснодарского и Хабаровского краев, Республики Беларусь, группа православных ученых-этнологов из Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук, представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Николо-Угрешской православной духовной семинарии, руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации из Камчатской и Чебоксарской епархий. Куратором и соведущим семинара выступил специалист сектора Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Ю. Ю. Юренко.
Основной тематикой семинара стало обсуждение форм и способов практического использования различных элементов традиционной народной культуры, как действенного средства духовно-нравственного и патриотического воспитания на всех ступенях образования начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
Открыла работу семинара доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора русского народа К. В. Цеханская представившая вниманию слушателей доклад, посвященный исследованию метафизики почитания православных святынь.
Специалист сектора Основ православной культуры, соведущий семинара Ю. Ю. Юренко выступил с обзорным докладом, посвященным рассмотрению различных форм образовательной деятельности, через которые современный школьник может соприкоснуться с традиционной народной культурой, а также их краткому сравнительному анализу.
Руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Чебоксарской и Чувашской епархии, кандидат богословия – протоиерей Димитрий Нестеренко подчеркнул важность внесения в учебные планы православных духовных семинарий специального курса, который позволил бы будущим пастырям ориентироваться в традициях, искусстве, фольклоре русского народа, с тем, чтобы священнослужители, с одной стороны могли отличить проявления народного благочестия от различного вида суеверий и тем самым лучше войти в жизнь сельского прихода, с другой – имели возможность дать достойный ответ на вызов современного неоязычества, которое базируется на культурной малограмотности большого числа наших современников.
Руководитель епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Петропавловской и Камчатской епархии священник Александр Овчинников кратко рассказал о положительных сторонах введения курса «Истоки» по сравнению с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» в Камчатской регионе.
Заведующая учебно-методическим кабинетом Николо-Угрешской православной духовной семинарии к. и. н. Г. Н. Мелехова сделала сообщение о жизни православных общин на Русском Севере в период 20-30-хх годов XX века. Подчеркнув, что именно укорененность в традиционной культуре позволила жителям Севера пронести веру через все перепетии жизни в период богоборчества.
После этого вниманию посетителей семинара были представлены три выступления педагогов-практиков, занимающихся изучением и возрождением различных элементов традиционной культуры в деятельности учебных заведений.
Заведующая отделением «Православная педагогика» Тамбовского педагогического колледжа О. А. Шаталова рассказала об опыте использования элементов традиционной культуры (ткачество, резьба и роспись по дереву, иконопись, кружевоплетение и др.) для подготовки учителей основ православной культуры, а также педагогов центров дополнительного образования детей. Практическая подготовка учителей ведется на базе Межрегионального центра искусств и возрождения народных ремесел в селе Тулиновка Тамбовской области.
Директор Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны – Н. И. Пономарева рассказала о деятельности школы, а также сделала развернутую презентацию, посвященную изучению дореволюционного периода истории школы, представив вниманию участников мероприятия ряд редких фотографий, таких как закладка краеугольного камня школы Государем-Императором Николаем II.
Куратор проекта «Крестьянская оратайская школа» П. А. Кугай, рассказал о становлении учебного заведения, воспитанники которого имеют возможность получить практические знания и умения в таких видах деятельности как уход за животными, пчеловодство, а также познакомиться с традициями деревянного зодчества, основами кузнечного и печного дела. В рамках данного проекта коллективом Крестьянской оратайской школы в содружестве с учеными Института философии РАН, социологического факультета МГУ и научно-богословской секции Российского философского общества на практике исследуется проблема воссоздания русской крестьянской общины.
В своем выступлении доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), к. псих. н. Т. Б. Рязанова представила результаты психологического исследования среди двух групп школьников, с одной из которых проводились беседы по вопросам нравственности, смысла жизни и веры. Исследование позволило выявить принципиальное различие смысло-ценностных ориентаций, причем показатели психологических тестов детей, прошедших через цикл бесед, были много более ориентированы на здоровые социальные взаимоотношения и активную созидательную деятельность.
Преподаватель кафедры социальной работы Миссионерского факультета ПСТГУ В. В. Бондаренко рассказала о том, как материнский фольклор влияет на выработку положительных социальных стереотипов у детей. В самом раннем возрасте у ребенка через пальчиковые игры, а также иные формы фольклора закладывается положительное отношение к ценностям традиционным для русского народа.
Далее участники семинара имели возможность услышать развернутые доклады православных ученых из Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук (ИЭА РАН), специализирующихся на изучении традиционной культуры русского народа.
О. В. Кириченко, д. и. н., ведущий научный сотрудник сектора русского народа в своем докладе осветил вопросы соотношения городской и сельской культуры на протяжении периода истории Российского Государства, а также коснулся возможных перспектив дальнейшего развития этого взаимодействия.
Старший научный сотрудник сектора русского народа, к. и. н. Т. А. Листова, опираясь на обширные экспедиционные данные, рассказала о современных представлениях сельских жителей о роли храма в жизни села и малого города. Особый интерес участников семинара вызвали свидетельства из зоны радиоактивного заражения связанной с аварией на Чернобыльской АЭС – в ряде сел «зоны» есть действующие храмы, которые фактически являются единственным фактором поддерживающим жизнь на этих практически оставленных землях.
Н. В. Шляхтина, научный сотрудник сектора русского народа показала каким образом элементы народной культуры имеют свое бытование в жизни русской православной семьи.
Завершился семинар выступлением научного сотрудника сектора русского народа к. и. н., А. И. Юренко, представившей вниманию участников мероприятия сообщение о месте и роли традиционной культуры в жизни современного православного прихода.
Участники семинара едины во мнении, что традиционная русская народная культура имеет глубочайший воспитательный потенциал, который может и должен быть использован для дела духовно-нравственного и патриотического воспитания современной молодежи, для чего изучение элементов традиционной культуры, а главное изучение ее укорененных в православии смыслов, должно происходить через систему общего образования.
В дореволюционное время в миссионерских семинариях изучалась культура народов, в среде которых вели свою деятельность православные миссионеры. В настоящее время наряду с необходимостью изучения православными миссионерами культуры и быта нерусских народов России мы сталкиваемся с необходимостью изучения в духовных школах Русской Православной Церкви традиционной культуры русского села, с тем, чтобы молодой священник, осуществляющий свое служение в сельской местности, мог отличать проявления народного благочестия в рамках православной традиции от различного рода суеверий.
Организации-участники семинара:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Николо-Угрешская Православная духовная семинария
- Крестьянская оратайская школа
- Тамбовский педагогический колледж