Форум, собравший специалистов из разных городов России, а также из Франции, Великобритании, Венгрии, был приурочен к празднованию 700-летия со дня рождения Игумена земли Русской.
Конференция прошла 27-28 октября 2014 года в Доме русского зарубежья им.А.И. Солженицына, сообщает «Благовест-инфо».
Открывая конференцию, замдиректора Дома русского зарубежья Наталья Грищенко подчеркнула духовное влияние преподобного Сергия на все события XIV века на Руси. «Всегда избегая судить и назидать, он учил, главным образом, своей жизнью… Творя память Сергия Радонежского, мы сверяем с ним свой нравственный путь, а это всегда актуально и злободневно, особенно в наше время, сложное и драматическое», — сказала Грищенко.
Первое заседание вёл протоиерей Николай Озолин (Свято-Сергиевский Православный богословский институт, Париж), который сообщил, что в следующем году будет отмечаться 90-летие Свято-Сергиевского православного богословского института, и одной из тем на конференции станет его история, богословская традиция, связанные с ним учёные и деятели русской эмиграции.
В первом же докладе прозвучали их имена. Александр Кырлежев (Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия) сделал обзор развития богословской мысли в русском зарубежье ХХ века. По словам докладчика, бурный её расцвет в русской эмиграции был подготовлен новым процессом, который начался на родине на рубеже XIX-ХХ вв.: впервые замкнутое доселе академическое богословие встретилось со светской религиозно-философской мыслью в пространстве общественной свободы. Конвергенция этих двух потоков стала возможна в зарубежье, в среде изгнанников, в то время, когда в России после 1917 г. наступил длительный период «богословского безмолвия».
«Инобытие» русского богословия (по выражению Кырлежева) представлено «неопатристическим поворотом» о. Георгия Флоровского и «открытием» паламизма; темой личности в богословии В. Лосского; евхаристической экклезиологией о. Николая Афанасьева; литургическим богословием протопресвитера Александра Шмемана. Охарактеризовав все эти «повороты богословской мысли», Александр Кырлежев подчеркнул, что они оказали существенное влияние на всё православное богословие в дальнейшем.
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов продолжил тему в докладе «Этос православного богословия в традициях русского церковного зарубежья». Говоря о направлениях богословского творчества, он подчеркнул, что, при всех различиях и разногласиях, «коренным основанием» было «стремление к единству, синтезу распавшегося бытия, соединению мистики и теологии, жизни и веры».
Валерий Лепахин (Сегедский университет, Венгрия) проанализировал образ преподобного Сергия Радонежского в творчестве Георгия Федотова и Бориса Зайцева. У обоих авторов Преподобный предстаёт как «простой и спокойный “плотник великорусский”«, однако Георгий Федотов делает акцент на мистическом измерении личности святого, а Борис Зайцев подчёркивает его роль как «основоположника старчества» на Руси. В целом можно сказать, что оба автора удачно дополняют друг друга, они — «единого духа».
Сергей Нижников (Росcийского университета дружбы народов, Москва) обратился к заветам преподобного Сергия и их преломлению в сегодняшней жизни. «Противиться ли злу силой?» Автор доклада утверждал, что Сергий учил не смиряться со злом, что «гений русского языка» позволяет безошибочно разделить понятия «сила» и «насилие» — очевидно угрожающие коннотации последнего противопоставляются «духовно-нравственному» наполнению «силы». Нижников поместил учение преподобного Сергия в «золотой середине» между маккиавелизмом и пацифизмом, при этом, как заметил Александр Кырлежев, практически не упоминая Евангелие.
Сергей Половинкин (Российский государственный гуманитарный университет, Москва) в докладе «Протоиерей Сергий Булгаков о самодержавии» рассмотрел путь одного из самых известных священников русской эмиграции от юношеской мечты о цареубийстве до «царелюбия» его зрелых лет.
Следующая часть конференции была посвящена образу преподобного Сергия в иконописи и изобразительном искусстве русского зарубежья. Прозвучали доклады протоиерея Николая Озолина («Д.С. Стеллецкий и его роспись в институтском храме преподобного Сергия Радонежского в Париже»), Ирины Языковой (Библейско-Богословский институт, Москва) («Парижская школа. Иконография святых и радикальное переосмысление традиции»), Натальи Белевцевой (ДРЗ, Москва). «Образ преподобного Сергия в творчестве сестры Иоанны (Рейтлингер)».
28 октября выступавшие на конференции обратились к образу и традиции преподобного Сергия в художественной литературе русского зарубежья (доклады Алексея Козырева (МГУ), Александра Ужанкова (Литературный институт им. А.М. Горького), Светланы Мартьяновой (Владимирский государственный университет), Лидии Крошкиной (РГГУ, СФИ, Тверь), Людмилы Сурововой (ИМЛИ РАН), Ксении Ермишиной (ДРЗ) и других.
Завершающий блок докладов был посвящён Содружеству святого Албания и преподобного Сергия (Великобритания), его роли в культуре и в экуменическом движении. Тему в её разных аспектах раскрыли гости из Великобритании: протоиерей Стивен Плат говорил об истории и перспективах Братства св. Албания и преподобного Сергия, протопресвитер Ян Грэм сделал исторический обзор православия в Оксфорде, архимандриты Кирилл (Дженнер) и Ефрем (Лэш) посвятили свои выступления литургическим распевам и переводу богослужебных текстов. Пастор Крис Мур подготовил сообщение «Православие и Евангелическая церковь».