Конференция «Сергий Радонежский и русское искусство второй половины XIV — первой половины XV века в контексте византийской культуры» прошла в Государственном институте искусствознания (ГИИ). Результатами своих исследований в данной области поделились с коллегами специалисты из разных городов России, из Италии и Сербии.
Как отметила, открывая симпозиум, директор ГИИ Наталья Сиповская, для национальной культуры очень важно, чтобы наследие преподобного Сергия Радонежского и великой исихастской традиции было осмыслено в научном плане.
Заведующий сектором древнерусского искусства Лев Лифшиц заметил, что конференция вписывается в общенациональную программу торжеств, посвященных 700-летию преподобного. И хотя некоторые специалисты оспаривают именно эту дату, «проблематика остается — всё, чем мы занимаемся, ни в коем случае не утрачивает актуальности». Более того, можно говорить об «очевидных сдвигах в нашем понимании времени Сергия Радонежского», чему способствовали работы отечественных и зарубежных ученых — не только историков и искусствоведов, но и археологов, источниковедов, реставраторов, которые используют новые методы исследования. Это позволяет «объемно представить эпоху Сергия Радонежского», сказал известный историк древнерусского и византийского искусства.
Примером такого междисциплинарного сотрудничества стал первый доклад «Сергий Радонежский: социокультурные контексты» московского археолога Сергея Чернова. Поскольку письменных источников по русской истории времени Преподобного «предельно мало», необходимо направить усилия на исследование социокультурной среды, в лоне которой созрело столь мощное духовное явление, как преподобный Сергий Радонежский и его сподвижники, начал ученый. По его словам, представления о радонежском святом и его времени во многом базируются на суждениях известных историков прошлого: В. Ключевского, Г. Федотова, о. Павла Флоренского. Изучение археологии радонежского края позволяет двинуться вперед, нащупать новые пути исследований. Так, интересно понять, каким образом из «небольших обжитых островков среди моря лесов» сложилось Радонежское княжество; в каких социальных условиях вырос будущий преподобный. С. Чернов считает, что большое влияние на его формирование оказала «психологическая травма», связанная с разорением его родителей и понижением их социального статуса (они «потеряли боярство и оказались в одном шаге от холопства»). «Бедность стала условием духовного роста», — утверждает ученый и приводит в подтверждение слова преподобного Сергия, который, отказываясь принять золотой крест от митрополита Алексия, сказал, что хочет «до старости в нищете пребывати».
Первая сессия конференции была посвящена в основном истории сербского искусства. С докладами выступили ученые из Белграда Б. Тодич «Изобразительное искусство и архитектура в сочинениях сербских писателей конца XIV — начала XV века» и Б. Цветкович «Святость и античность в государственной теории позднесредневекового сербского искусства», был также зачитан доклад А. Серафимовой (Скопье) «Концептуальные коды ансамбля: живопись верхних компартиментов Святой Софии в Охриде». А. Преображенский (Москва) выступил с докладом, посвященным исследованию придела Похвалы Богородицы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
В вечерней сессии выступили известные историки искусства Э. С. Смирнова, Т. Царевская, Г. Геров, Э. Де Франчески (Удине) с докладами о книжной миниатюре и фресковых ансамблях XIV века в Новгороде, Венеции, Болгарии, сообщает «Благовест-инфо».