С докладом «Духовное наследие прп. Сергия Радонежского и современность России» архиерей выступил в ходе II региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов: проблематика разработки программ и определения результатов».
Мероприятие прошло 18 июня 2014 года в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, сообщает пресс-служба Красноярской митрополии.
«На фоне всех невероятных перемен, что происходят на земном шаре, здесь, в России, мы не просто празднично вспоминаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, но вновь обретаем открытую историческую связь времен в историческом пространстве России, — сказал митрополит Пантелеимон. — Как и все предшествующие семь столетий, один из важнейших вопросов жизни России — это вопрос о том, быть ли великому народу и стране в веках, быть с новыми общественными силами, с новыми задачами по отношению к окружающему нас миру, но с древним, вечно живым фундаментом самооценки и естественной самобытности великой России, которая всегда представляло содружество народов?»
«Когда преподобный Сергий появился на свет, Россия была в кризисном положении, в сложнейшей духовной ситуации, которая отчасти сродни той, в которой пребываем мы сегодня. Преподобный Сергий родился, когда установленная душе народа духовная, политическая, военная и экономическая преграда была прочно водружена ордами, пришедшими из многонациональной степной империи, очень подвижной и очень гибкой. Приходилось всему сознанию нации искать новые пути выживания, пребывая рядом с культурой степей. Сергий Радонежский, рожденный в Ростове Великом, оказался в эпицентре борьбы с игом. С молоком матери он впитал всю трагедию быть униженным, порабощенным народом. Он впитал всю свободу тогдашней христианской идеологии, во имя которой надо жертвенно служить. Он рос в условиях постоянной обстановки глубокого соболезнования его близких стране, народу, человечеству, рос в среде, где понимали всю несправедливость установившегося режима», — сказал иерарх.
Он добавил: «Мы говорили сегодня о воспитании, — считаю, в зале собрались люди, которые понимают, что когда-то дадут перед Богом ответ за души учеников, собрались учителя, которые являются солью общества. Свет в конце тоннеля — в руках учителя. Не должно быть так, что чуть ли не половина населения страны равнодушна к понятиям родина, патриотизм. Будто нечто подменилось в нашем сознании за годы перестройки. Мы с вами знаем, что вся педагогика и воспитание начинается из семьи, а во время преподобного Сергия семья и была школой, не было нынешней системы образования, страна и семья считали главным воспитать человека, достойного Царства Божиего».
«Боярский род родителей преподобного Сергия в один момент обнищал, но авторитет и звание честного боярства оставались непререкаемы, когда после палат с прислугой близкие преподобного оказались в бедной крестьянской лачуге и своими руками зарабатывали хлеб насущный. Взращивание маленького Сергия имело первой целью простое его выживание, но родители ни на миг не забывали и о сохранении национальной идентичности, государственной принадлежности и того, что дорого нашей культуре, в чем вместе со служением Господу и заключалась их жизнь», — отметил митрополит Пантелеимон.
По его мнению, пример духовного роста преподобного Сергия — это «достижение недосягаемых для нашего времени высот». «Духовный путь привел его к абсолютному авторитету в Руси и на Западе, о нем знали, опыт его христианской жизни воспринимался как назидательный призыв к самовоспитанию. Преподобный Сергий заставил пробудиться патриотические силы тогдашнего народа и осознать, что нужно стремиться к централизации, к мощи государства под руководством единого князя. В результате и духовное, и политическое, и материальное состояние страны стало формироваться под влиянием этого человека. Нельзя его представлять как «духовного уникума», который как солнце влиял на весь мир, нет, он оставался человеком, личностью, которая была взращена, воспитана в русской семье и школе. Личность преподобного Сергия Радонежского все время притягивает нас, для поколений верующих людей он остается личностью света, примером духовной святости и патриотизма», — сказал иерарх, добавив, что Господь «истинно избрал «героя своего времени», который положил свою жизнь на спасение народа через саму народную душу».
Митрополит Пантелеимон подчеркнул: «Мы все, кто заинтересован в бытии России на земле, — педагоги, духовенство и представители культуры, — все, кто является служителями нравственности, должны объединить силы и воспитать ее детей, иначе сложности будущего войдут в двери нашего дома, и возникает за горизонтом марь пустоты и небытия, чего никогда не должно случиться».
По его словам, сам образ преподобного Сергия Радонежского есть «гармоничный и убедительный образ самобытной российской культуры, нравственности, достойного образа жизни». «Красота и гармония православной морали, нравственности присутствовала в наших корнях и живет, и развивается в нашем народе сегодня. Так складывалось за тысячу лет, которую мы знаем, как христианская эра, к этому стремились славяне и будучи в языческом состоянии. И кому, как не нашим педагогам, крепко задуматься о воспитании такого гражданина, чтобы страдания славянской земли не повторялись никогда. И они не будут повторяться, если дети будут от первого своего дня пребывать в духе любви к родине и понимания, во имя чего они зачинаются, растут и идут по отеческой земле», — заключил архиерей.
Пленарное заседание прошло под председательством директора Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководителя лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Андрея Бардакова и руководителя Центра воспитания и гражданского образования института Елены Пригодич.
На конференции прозвучали доклады сотрудников Центра воспитания и гражданского образования, информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии, Центра «Сотрудничество на местном уровне». Слушателями и участниками форума стали специалисты Главного управления образования администрации г. Красноярска, представители администраций общеобразовательных школ края, школьные специалисты по научно-методической и учебно-воспитательной работе, педагоги и сотрудники института повышения квалификации.