7 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в день празднования Рождества честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Божественную литургию в московском храме Преображения Господня в Тушине, настоятелем которого он является.
За Божественной литургией были вознесены молитвы о единстве Святого Православия и о мире на Украине.
Его Высокопреосвященству сослужили сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации в священном сане: руководитель Аппарата протоиерей Александр Прытков, руководитель сектора приходского просвещения иеромонах Геннадий (Войтишко), а также братия храма.
По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка обратился к пастве со словами проповеди:
Евангельское слово, которое проповедовал Спаситель Наш Господь Иисус Христос, через две тысячи лет оказывается важным и для нашего сегодняшнего бытия. Господь говорит в Евангелии нам о самом необходимом в жизни, а для нас это всегда были и есть: еда, хлеб, одежда, кров над головой, возможность иметь безбедную жизнь, обеспечить себя и своих детей, не быть больными и так далее. Этот список может продолжаться. Но Евангелие прямо указывает нам, что это неправильно.
Спаситель говоря о богатстве, указывает, что его могут украсть или расхитить. И что же тогда, с чем человек останется? Сегодня, подтверждение этих Евангельских слов мы можем найти на страницах любой нашей современной газеты, средств массовой информации. Ты открываешь страницы, и видишь, как люди, нам широко известные, скапливают миллиарды рублей. И эти деньги просто лежат, гниют в хранилищах. Человек просто не может их потратить, потому что они выдадут его, и он останется ни с чем.
Можно вкладывать деньги в недвижимость, яхты, автомобили. Но сколько знаем мы примеров, когда что-то горело, что-то разрушалось, разбивалось. И опять человек оставался ни с чем. Но человек в этой ситуации оставался не совсем один. С ним оставалось его безутешное горе и крушение всех своих несбывшихся надежд. Потому что он все упование своё полагал на материальные блага. Он смотрел на этот мир, и думал, что он весь для него, и он может владеть им. И это была его роковая ошибка.
Господь сегодня говорит совершенно о другом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Что же значит «искать Царство Божие» и где оно расположено, в каком месте его нужно искать? Его нужно искать ни в каком-то географическом определенном месте, ни на земном шаре, пытаясь определить, где некогда были райские пущи. Царство Божие — это есть духовное состояние, которое, по слову праведного старца отца Иоанна Крестьянкина, нужно искать в глубинах своего сердца. Там, в глубине своего сердца мы можем, либо обрести царство Божие, либо потерять его.
Что же есть царство Божие, которое внутри нас есть? Прежде всего, это мирное спокойное расположение духа. Духа, который на Бога возлагает все свои надежды, и все своё упование, доверяя Ему всю свою жизнь. Самое страшное в этой ситуации — грех маловерия. Он сеет сомнения внутри нас, отдаляет нас от Бога. Бывает мы выстраиваем это царство Божие внутри себя, камень за камнем укладывая, цементируя его, скрепляя молитвой и постом, скрепляя принятием Святых Христовых Тайн, и вдруг какая-то буря налетает на человека и разрушает все внутри. И опять пустота и безысходность.
Как же приступить к стяжанию этих нетленных богатств, которые мы сможем взять в Царство Божие? Мы должны себе всякий раз напоминать ирландскую пословицу: «у савана карманов нет». Их мы с собой туда ничего не возьмём. И к Богу придём только со своей верой, любовью, делами, и, может быть, с ангельским свидетельством, что мы когда-то каялись или о чём-то просили у Господа.
Так вот для того, чтобы иметь правильность суждения о благах этого мира и о царстве Божием, которое внутри нас есть, мы должны иметь просветлённое око. «У кого око светло, у того все будет светло, а у кого око темно, для того все будет в этой жизни помраченным» (Мф. 6:22). Господь говорит здесь не о глазах телесных. Он говорит о глазах духовных, о наших помышлениях, рассуждениях об этом мире. А какие у нас рассуждения? Это зависть, осуждение, тщеславие, недоверие. Разве можно через них увидеть красоту Божьего мира и понять Слово Божие? А если в нас есть зависть, стяжание, сребролюбие и прочие им подобные грехи, о каком же «чистом оке» мы можем говорить? Все в нас поглощено этим. Глаза застланы, не видим ничего: ни красоты мира, ни чувства любви, ни радости от общения с людьми, ни теплоты Божественного дуновения.
Когда мы раздаём себя, и не жалеем себя для других, у нас просветляются духовные очи, снимается греховная пелена с глаз. И человек начинает видеть людей вокруг, которые нуждаются в его помощи, в его заступлении, его содействии. Почему-то о Законе Божьем нигде не пишут, о том, что чем больше человек отдаёт, тем больше он принимает, тем более щедрой и целостной становится его жизнь. Казалось бы, чем больше ты отдаёшь, тем нищаешь, а непреложный закон Божий говорит об обратном. Бог восполняет твою щедрость Своею Божественной мерою щедрости. И уже такой человек, начиная действовать сам, действует не сам по себе, но Бог действует через него.
Наша жизнь должна свидетельствовать об истинности заповедей Божьих, об исполнении Его святых слов в нашей жизни, нашими делами, нашими светлыми лицами, царством Божиим, которое открывает Господь для каждого нашего сердца. Аминь.