13 января, в день Отдания праздника Рождества Христова, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавил Божественную литургию в московском храме Успения Божией Матери в Вешняках, настоятелем которого он является.
На богослужении были вознесены молитвы о единстве Святого Православия и о мире на Украине.
Его Высокопреосвященству сослужили сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации в священном сане: руководитель Аппарата протоиерей Александр Прытков, руководитель Информационной службы иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора мероприятий и конкурсов иеромонах Трифон (Умалатов), а также братия храма.
По окончании Божественной литургии от имени братии храма его Высокопреосвященству был преподнесён в дар портрет его духовного наставника — митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) (1898 — 1990), 29-я годовщина блаженной кончины которого совершалась в этот день. Митрополит Меркурий знал Владыку с раннего детства, был его иподиаконом.
Высказав слова благодарности, глава Синодального отдела обратился к богомольцам со словами проповеди:
Сегодня мы слышали Евангельское повествование о том, каким было пришествие в мир Спасителя. Мы видим, что многие люди искали встречи с Ним. Это были волхвы, мудрецы, которые, наблюдая за небесными светилами, сделали вывод о том, что в мир должен прийти некий Великий Муж – Царь, жизнь и труды Которого будут судьбоносны для всего человечества. Они искали возможность найти этого Человека, чтобы поклониться Ему, принести Ему дары и быть причастными к этому Божественному явлению Господа на земле во плоти.
Были пастухи, которые тоже искали Христа, услышав радостное ангельское ликование, — люди, может быть, далеко не безгрешные пошли в Вифлеем искать пещеру, где Богомладенец был положен, чтобы тоже поклониться Ему.
Искал этого младенца и царь Ирод. Про него же можно сказать, что от этого человека было воздвигнуто первое на земле гонение на Христа. Это кажется удивительным, ведь сей младенец не произнёс ещё ни слова, он не проповедует, и уж тем более не призывает к свержению царя, но уже так ненавидим сильными мира сего!
И сколько времени прошло с тех пор, как совершилась эта страшная Вифлеемская трагедия, а по большому счету ничего не изменилось. И до сих пор Христа гонят те, кто ищут Его. Не все – многие находят и изменяют свою жизнь, и это является свидетельством тому, что встреча со Христом может поменять ход человеческой жизни.
Но есть и те, кто ищут Христа, чтобы погубить Его. Можно вспомнить гонения на христиан в первые века, а можно и трагедию русского народа прошлого века. Уже Христа не было с учениками видимым образом, как это было до Его Вознесения, совершалась только Божественная Евхаристия. Но звучало слово Спасителя, слово Его проповеди. И Христа искали… для того, чтобы убить Его. И, понимая, что не могут это сделать никаким иным способом, как только, избирав тот же самый путь Ирода, убить тех, кто Христа носит в себе – христиан. И реки крови потекли по лицу русской земли…
Откуда эти гонения? От людей? Да, от людей. Но источником гонений среди людей является отец лжи – дьявол, который лжет человеку, обманывает его, как некогда прародителям в Раю, говоря: «Вы будете как боги, только выгоните Христа из своей жизни».
И этот выбор – спасти ли Христа в себе или убить Его – стоит не только глобально перед всем человечеством, он стоит перед каждым из нас. Сможем ли мы победить в себе этот льстивый голос диавольский? Сможем ли сохранить в сердце Христа, чтобы жить с Ним, совоскреснуть в жизни будущего века? Вот эти вопросы мы должны задавать себе каждодневно, потому что от наших дел и поступков и выбора зависит, будет ли Христос жить среди нас или будет умерщвлён.
Пусть же милостивый Господь, радость общения с Которым мы всегда имеем в Божественной Евхаристии, направляет наши стопы на те пути, которые сохранят в нашей жизни Бога, а значит, и ваши с нами жизни в веке этом и веке будущем.
Аминь