Для каждого человека, как и для всего человечества, одной из основных является проблема духовности, поскольку именно состоянием духа, в конечном счете, определяется характер, направление и сама разумность всей человеческой деятельности. Именно духовная атмосфера порождает все человеческие идеи, системы и модели, отношение к людям и окружающему миру. В беседе с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием мы коснулись вопросов современного духовного кризиса, нравственного воспитания, обретения веры и христианского критерия оценки.
— Ваше Высокопреосвященство, по Вашему мнению, какое значение в современном российском обществе имеет проблема утраты и возрождения духовности?
В современном мире человек, стремясь к достижению разнообразных благ и богатств, часто забывает о собственном духовном развитии. Говоря языком техники, духовность — это тот «амортизатор», который не дает разрушить любую модель. Можно создать совершенную технику, совершенный автомобиль, но если будут плохие амортизаторы — он разрушится на дороге. Духовная составляющая человека и есть тот амортизатор, который необходим в нашей жизни, который не позволяет при всех внешних факторах разрушиться человеку. О духовной составляющей я говорю не только с точки зрения православного вероучения. Я имею в виду и культуру, и искусство, и семью: во все наши отношения должна обязательно быть заложена нравственная составляющая. Человек может создать совершенное общество, управляемое совершенными законами, но при отсутствии опоры на абсолютные нравственные идеалы любые общественные конструкции легко уязвимы. Все сферы человеческих отношений должны иметь основанием духовность и нравственность. Именно духовная составляющая не позволит разрушиться обществу и личности человека. Поэтому вопросы духовного обогащения и воспитания становятся вопросами национальной безопасности нашего государства. В результате такого воспитания человек должен обрести твердые нравственные постулаты, сделать правилом своей жизни следование нравственным принципам Евангелия.
— Что значит сегодня жить по-христиански? И где человек может получить такое воспитание? Только ли в семье?
— Духовное измерение человеческой жизни должно создаваться в течение всей жизни, начиная с младенчества, в семье, в школе, в вузах, и, конечно, в повседневной жизни. Я очень часто привожу замечательный пример, который учит, как правильно жить, как сделать так, чтобы нравственное измерение стало правилом жизни. Однажды в Париже к известному богослову отцу Александру Ельчанинову подошли студенты и спросили: «Батюшка, Вы говорите о том, чему учит Священное Писание. А как нам поступать в повседневной жизни, когда предают, обманывают друзья, ведь Евангелие не дает конкретных ответов на эти вопросы?». Отец Александр ответил: «Жить по-христиански значит жить так, как жил бы на вашем месте Христос». То есть смотреть на жизнь через призму учения Спасителя, через нравственные постулаты Священного Писания, через Евангелие. Можно говорить много и долго о недостатках людей, которые возвещают Евангелие, но никто не может сказать об ущербной нравственности самого Евангелия. Жить нравственно очень тяжело, потому что в нас всегда борется нравственное и безнравственное, светлое и темное, правда и ложь – в человеке присутствует все. От нашей свободной воли зависит, что победит. В любой жизненной ситуации у нас всегда есть право выбора, и от того, как мы будем оценивать себя, будет зависеть, как мы поступим по отношению к другому человеку и каким будет результат.
— Владыка, Вы сказали о том, что идти путем веры трудно, это требует большого самоограничения и работы над собой. Как помочь молодежи сегодня стать на этот путь?
— Если у человека болит зуб — он идет к стоматологу. Подходя к двери стоматологического кабинета, он слышит, как работает машина. Человек, конечно, может уйти, но при этом зуб останется больным. У вас есть выбор, вы можете либо пойти туда и вылечить свой зуб, либо еще долго испытывать боль. Примерно то же самое можно сказать и по отношению к Вашему вопросу. Очень многие упрекают Церковь в том, что она не научила, как прийти в храм, не научила верить. Но почему сами не пришли и не научились? Проблема в том, что Церковь многие рассматривают как некий сервис, сферу религиозного обслуживания населения. Но если Вы хотите что-то изменить в себе, необходимо работать над собой самому, прилагать огромные усилия. Церковь может дать необходимые знания только в том случае, если они востребованы. Наша задача – помочь человеку сориентироваться в религиозном пространстве.
— Уважаемый владыка, как Вы можете оценить духовное состояние современного российского общества?
— Если вы посмотрите на страницы многих периодических изданий, то увидите целую череду статей, которые направлены против Церкви. Все это говорит об уровне всевозрастающей духовой деградации нашего общества. После кощунственного акта скандально известной группы наше общество много и долго рассуждало: хорошо сделали они или плохо? Какие формы это должно было приобрести? Рассуждений было тысячи на этот счет. Но мы ведь должны говорить не о форме, а о содержании того, что они сделали. И если наше общество мирится с тем, что происходит поругание национальных русских святынь, — это тревожнейший сигнал. Почему война 1812 года стала Отечественной? Это была война не аристократии. Крестьяне не были понуждаемы помещиками защищать их имущество – народ встал на защиту своего Отечества. Почему? Потому что враг посягнул на национальные святыни русского народа. Потому что люди поняли — пришел враг, и он сметет весь русский народ и ничего не останется от России. Вот почему народ встал на оборону своего Отечества, и война приобрела форму Отечественной. А сегодня общество рассуждает, когда на гробах великих предков учиняется глумление, — можно ли это делать или нет, хорошо они сделали или плохо? Слава Богу, что подавляющее большинство людей, участвующих в этой дискуссии, сказало «нет» в адрес кощунства и святотатства. Это очень хороший симптом. Была предпринята серьезная попытка продиагностировать наш народ — может ли он выстоять против такой внутренней идеологической войны, насколько он духовно стабилен. Мы убедились, что в обществе пока эта стабильность присутствует и народ слушает голос разума.
— Россия – многоконфессиональная страна, и здесь, на Юге, это особенно видно. Какими, по Вашему мнению, должны быть шаги по консолидации общества?
— Семья тоже объединяет разных людей, отличных друг от друга часто и по национальности, и по вероисповеданию. Но этих людей роднит доброе отношение друг к другу, любовь и забота. Мы можем быть разными людьми, но в одном мы едины: мы граждане своего Отечества, живущие в согласии с нравственными заповедями Евангелия. По крайней мере, так должно быть. Диалог между всеми слоями нашего общества необходим. Нам нужно перестать смотреть друга на друга свысока, нужно сойти со своих кафедр и начать общаться. Наше общение должно проходить под девизом «от сердца к сердцу». Через это общение, когда мы видим друг друга, когда совершаем общие дела, помогаем другим людям, происходит изменение всей нашей жизни.
Когда мы начинаем напоминать себе, что мы разные, мы должны помнить о том, что у нас общего. А общее у нас Отечество и наш Донской край. Я думаю, что люди, исповедующие разные религиозные взгляды, могут найти возможности единения.
— В каких практических областях деятельности такое единение может быть реализовано?
— Это может быть соработничество в совместных проектах: волонтерских, социальных, благотворительных; сотрудничество в сфере просветительской, молодежной, культурной работы. Большие возможности для духовного обогащения, поиска объединяющих основ предоставляет изучение истории, культуры и религии других народов. Мир меняется. Современный мир становится все более единым. Расширилась сфера общения людей, упростились возможности их перемещения из страны в страну, из государства в государство. И, даже не перемещаясь, люди, благодаря современной технике, могут общаться друг с другом. Общение людей разных национальностей, разных культур, разных взглядов – часть современной жизни. А это требует взаимопонимания, которое возможно только путем изучения другой культуры. Но прежде чем изучать другую культуру, необходимо хорошо знать и научиться ценить свою. Мы часто восхищаемся достижениями культуры других народов, нас интересуют те, кто живет за пределами нашего Отечества, мы копируем их уклад жизни, мы воспеваем хвалебные гимны духовному достоянию других стран, и при этом забываем о величии, красоте и богатстве собственной культуры. Диалог с культурой своего прошлого дает ключ к осмыслению современности, к нахождению источников духовного возрождения народа. Об этом всегда, и сейчас в особенности, нужно помнить.
В основу диалога с другими народами и культурами должен быть положен принцип уважения, открытости, сотрудничества. Каждый должен понимать, что его религиозные убеждения — это внутренние религиозные убеждения, а работа с людьми — это общение, открытость обществу. Для этого нужно знать хорошо свою культуры, любить ее и уважать культуру других.
— Владыка, Вы коснулись вопроса обращения русского народа к истокам своей истории. Если перевести эту проблему в плоскость церковного искусства, как Вы думаете, может ли развиваться сегодня иконопись, храмовая архитектура так же, как они развивались на протяжении тысячелетий, и где предел этого развития?
— Говорят, все новое – это хорошо забытое старое. Я думаю, любой архитектор и художник, создавая что-то новое, всегда обращается к тем истокам, которые являются классикой творчества, и именно в ней он черпает источник вдохновения. Безусловно, и в архитектуре, и в живописи могут возникать новые формы, пути и подходы. Но мы всегда должны помнить о том, что истоки развития церковного искусства находятся в духовной жизни человека. Если человек далек от Церкви, то, естественно, он не понимает и тех процессов, которые происходят в Церкви. Поэтому новые архитектурные или художественные формы, которые он пытается явить, не имеют прочных оснований, и человеком, который укоренен в церковной традиции, эти новые формы могут быть восприняты как совершенно не соответствующие церковному замыслу. Поэтому прежде чем писать икону, строить храм, нужно начать жить духовно, приобщится к источнику духовных сил.
— Где, в таком случае, христианин может найти источник духовных сил?
— Христиане должны искать источник вдохновения и духовных сил у подвижников благочестия. Именно они являют христианский образ жизни и подвижничество через ограничение во всех сферах своей жизни и приложение огромных усилий по воспитанию своей души. Только через это можно стать на путь целостного духовного развития.
— Владыка, применимы ли духовные критерии в таких сферах, к примеру, как наука, современные информационные технологии?
— Наука развивается, открываются все новые и новые возможности. Но вопрос не в том, как мы открываем эти возможности, а как мы их используем. Один из известных богословов сказал: «Наука, лишенная Бога, это великолепное зло». На мой взгляд, это очень красивое и правильное определение. Вся область естествознания, лишенная духовной составляющей, может превратиться во зло. XX век показал достаточно примеров, доказывающих это. Открыли явление ядерной реакции, создали атомные электростанции, но появляется и атомная бомба. Сделали доступным интернет, открылись прекрасные возможности для общения, но тут же — бездна для беззакония. Я положительно отношусь к новым научным открытиям, если они стоят на службе человека. Но сам человек обязан всегда применять нравственный критерий, который позволит нам понять то, что Бог открывает людям о Себе и о Своем творении.
— Владыка, как Вы думаете, в деле духовного оздоровления общества значима ли роль возрастных ограничений, устанавливаемых сейчас СМИ?
— Я думаю, что «12+», «16+», «18+» на нравственность детей не влияют. Конечно, положительно то, что государство вспомнило о необходимости ставить возрастные цензы, это правильно. Во всех цивилизованных странах все, что жестоко, аморально, идет на специальных каналах. То, что у нас сейчас осуществляется разработка и установка программ, которые блокируют доступ детей к определенным сайтам, тоже хорошо и правильно. То есть в обществе возрастает осознание необходимости в заботе о нравственности детей и юношества. Печально, что возрастает слишком медленно. Нравственный запрет должен работать внутри у человека, только в этом случае возможно здоровое общество. Запрет внешний какое-то время, конечно, будет иметь силу, но ведь ребенок может пойти к другому телевизору, увидеть то, что его развращает, через другой компьютер. Не в этом дело. Дело в создании внутреннего неприятия тех вещей, которые пытаются нам навязать. Это уже вопрос воспитания!
— Владыка, многие молодые люди интересуются вопросом о том, что есть душа? Как бы Вы ответили на этот вопрос?
— Душа – это духовная субстанция, единожды рожденная, проживающая земную жизнь один раз и предназначенная для вечности. Душа делает человека человеком. Душа – это внутренний мир, обогащенный или обкраденный. Поэтому так важно заботиться о своей душе, беречь ее, питать и обогащать. Эта духовная сущность, дарованная нам родителями и Богом, есть самое ценное в нашей жизни. Берегите душу!