Об этом Управляющий делами Московской Патриархии заявил в ходе Координационного совещания по вопросам взаимодействия с епархиями Русской Православной Церкви, расположенными на территории Приволжского федерального округа.
Совещание полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича с представителями Русской Церкви прошло 26 ноября 2014 года в Доме республики города Саранска по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«В некоторых регионах с преобладанием исторически православного населения мы наблюдаем крайне невысокий процент выбора «Основ православной культуры». В других регионах, где православное население составляет большинство или значительную часть, мы видим нулевые и близкие к таковым проценты выбора модуля», — сказал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Основываясь на данные епархий, архиерей указал на то, что выбор родителями обучающихся «Основ православной культуры» в школах ряда регионов «встречает активное противодействие со стороны работников системы образования».
«В большинстве таких случаев родителям навязывают изучение модуля «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». Священникам под разными предлогами отказывают в возможности общения с родителями», — отметил митрополит Варсонофий.
Как подчеркнул иерарх, свободный выбор модулей в рамках упомянутого курса должен быть обеспечен в полной мере. «Полагаю, что в школах должно быть обеспечено проведение собраний со свободным выбором родителей. В таких собраниях следовало бы обеспечить участие представителей религиозных общин. Нужно помнить, что именно родители, а не школьное руководство или административные органы, имеют по закону право выбирать один из шести модулей Основ религиозных культур и светской этики», — сказал он.
Митрополит Варсонофий добавил, что осложняет ситуацию и политика Министерства образования РФ по оплате преподавательских ставок, — из госбюджета оплачивается ставка для преподавания одного модуля, а по остальным модулям школы вынуждены оплачивать из фондов неурочной деятельности. В итоге директора школ во избежание лишних расходов настаивают на выборе одного оплачиваемого модуля.
«Не хватает в системе образования квалифицированных кадров, способных на должном уровне преподавать модули религиозной тематики. Получение государственной поддержки в их подготовке, например, при высших гуманитарных учебных заведениях округа очень облегчило бы разрешение проблемы», — сказал архиерей.
По итогам совещания, в частности, приняты решения рекомендовать высшим региональным лицам субъектов Российской Федерации подготовить план совместной деятельности с епархиями Приволжского федерального округа, определить ответственных за данное направление, заключать соглашения с епархиями, содействовать реализации федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», а также «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Во встрече приняли участие: митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, митрополит Самарский и Сызранский Сергий, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Кудымкарский и Верещагинский Никон, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Салаватский и Кумертауский Николай, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, епископ Покровский и Николаевский Пахомий, епископ Канашский и Янтиковский Стефан, епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Кинельский и Безенчукский Софроний, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Барышский и Инзенский Филарет, епископ Алатырский и Порецкий Феодор, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Глазовский и Игринский Виктор, архимандрит Леонид (Толмачев), избранный и нареченный епископом Уржумским и Омутнинским.
В совещании приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), а также заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе О. В. Мельниченко, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе В. А. Савин, начальник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А. С. Козырон, главный федеральный инспектор по Республике Мордовия А. М. Пыков.
***
Курс Основ религиозных культур и светской этики был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовала его апробация в школах в 2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.
Недавно в Русской Православной Церкви высказались за преподавание курса со 2-го по 10-й классы. В ответ пресс-секретарь министра образования и науки РФ Анна Усачёва заявила, что в рамках поручения правительства в ведомстве прорабатывают этот вопрос. По ее словам, курс может быть продлен со 2-го по 10-й класс, если такое предложение пройдет апробацию и поддержку всех заинтересованных сторон, в том числе учителей и родителей.