Об этом архиерей сказал в ходе своей встречи с руководством министерства образования Московской области и с руководителями средних и дошкольных образовательных учреждений Подмосковья.
Обращаясь к собравшимся в актовом зале Коломенской духовной семинарии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил, что особенность соработничества духовенства и педагогов состоит в том, что оно по природе своей беспрерывно: «Каждый год в школу приходят новые ученики, и вновь встаёт задача приобщить их к высоким моральным ценностям, к отечественному культурному наследию. Мне радостно, что уже в течение длительного времени мы имеем возможность делать это вместе».
По словам архиерея, во многих случаях педагоги имеют дело с детьми, которые получили определённое религиозное воспитание дома. Однако, добавил он, не следует забывать, что многие родители «личностно сформировались в атеистический период нашей истории». В этом случае, сказал митрополит Ювеналий, семья не всегда может дать ребёнку необходимую ему духовную поддержку, и надежда возлагается именно на Церковь и школу.
По его словам, неутихающие дискуссии по поводу того, какой должна быть школьная программа и каково место воспитания в процессе обучения, показывают, что это остается одной из важнейших проблем для нашего общества.
По мнению иерарха, ключ к тому, на что необходимо обращать внимание в ходе учебного процесса, — в словах Иисуса Христа «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8). Он также напомнил высказывание святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум… На сердце больше всего нужно обращать внимание… нужно зажечь в нём чистый пламень жизни, чтобы он горел и не угасал, давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека».
Душа ребёнка, уверен митрополит Ювеналий, нуждается в заинтересованном внимании со стороны взрослых. «В школе это прежде всего касается собственно взаимоотношений между детьми. Как показывает практика, они, не имея крепкого духовного стержня и будучи лишены должного наставничества, подчас могут легко впасть в озлобление и жестокость по отношению друг ко другу, проявлять высокомерие и отсутствие снисхождения к слабостям или материальным трудностям своих товарищей. Врачевание нравственного недуга возможно через обращение к евангельским заповедям любви и милосердия с целью пробудить сочувственный отклик в сердце ребёнка», — сказал архиерей.
Он назвал ряд проблем современной молодёжи, которые «можно и нужно пытаться решить через усиление воспитательной работы». Одна из них — формирование у мальчиков и девочек правильного представления о своем гендерном предназначении, а также об отношениях между полами. «Это включает понимание того, что мужчине предстоит нести ответственность за семью, при необходимости защищать Отечество, а женщине стать матерью и хранительницей домашнего очага. Можно предвидеть, что кто-то найдёт в моих словах излишний традиционализм и даже намёк на «неравенство полов». Однако, как мне кажется, для большинства наших сограждан актуален именно такой взгляд на вещи», — сказал владыка.
Важнейшая воспитательная цель школы, по его словам, состоит в том, чтобы для юношей и девушек «был понятен и дорог идеал крепкой и высоконравственной семьи, члены которой исполнены ответственности и жертвенны по отношению друг ко другу». Тема семьи, отметил владыка, требует особого внимания и вдумчивого подхода. «Тем более, что здесь на пути педагога немало сложностей, хотя бы вследствие того, что многие семьи находятся сегодня в состоянии глубокого кризиса, о чём можно судить и по статистике разводов, и по широте распространённости так называемых гражданских браков, что по сути является блудным сожительством», — сказал архиерей.
Воспитательная программа должна также говорить о значимости и ценности целомудрия, о недопустимости абортов, о профилактике здорового образа жизни.
Ещё одной важной темой, по мнению митрополита Ювеналия, является патриотическое воспитание, «которое предполагает вдумчивое изучение отечественной истории и культуры». Владыка напомнил, что в наступающем 2017 году исполняется столетие «со времени кардинального поворота в российской истории», и его осмыслению будут посвящены XIV Московские областные Рождественские чтения. Очень важно, по словам архиерея, чтобы образовательные мероприятия, связанные с этой датой, не прошли формально. «Необходимо помочь школьникам увидеть прошлое своего Отечества во всей его полноте, не преуменьшать великие и славные свершения и не приукрашивать трагические и мрачные страницы; показать, что, учась на достижениях и ошибках прошлого, наш народ имеет возможности и потенциал для созидания будущего России», — уверен митрополит Ювеналий.
В заключение он поблагодарил собравшихся педагогов за деятельное и доброжелательное сотрудничество. «Мне радостно видеть, что в наши дни взаимодействие между педагогами и священнослужителями в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения не только не является чем-то необычным, но творчески и динамично развивается», — сказал архиерей.
После приветствия министра образования Московской области М. Б. Захаровой прозвучали доклады педагогов о роли духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.
Во встрече приняли участие председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, первый заместитель министра образования Московской области Н. Н. Пантюхина, заместители министра образования Московской области Д. А. Шумский, Л. С. Овечкина и С. М. Малыхина, президент ассоциации педагогов духовно-нравственной православной культуры Московской области Л. Л. Шевченко, руководители образовательных организаций Московской области.
Каждый участник встречи получил в подарок двухтомное издание «Библейской истории» А. П. Лопухина.