Глава Московской областной епархии выступил на открытии XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» в доме культуры «Вперед» г. Долгопрудного, сообщает сайт епархии.
Обращаясь к участникам форума, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий подчеркнул, что каждый народ ответственен перед Богом за ту землю, «которую получил, чтобы хранить и возделывать её с заботой и усердием». «Церковь и школа, сотрудничая в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, призваны привить детям и юношеству любовь к родной истории, культуре и языку. Через это у них формируется сопричастность судьбе народа и страны. При этом мы с особым вниманием относимся к раскрытию роли Православия в становлении славянских народов и в развитии России как великой державы», — сказал архиерей.
Он добавил: «Наша задача состоит не только в том, чтобы снабдить обучающихся определенным набором информации, но и воспитать у них основанную на высоких этических принципах готовность деятельно участвовать в жизни Отечества, созидать и защищать его».
Митрополит Ювеналий приветствовал представителей педагогической общественности и духовенства и поблагодарил их «за усердные труды на ниве воспитания и просвещения детей и молодёжи».
Министр образования Московской области Марина Захарова напомнила известную каждому педагогу истину: мы обучаем, воспитывая, и воспитываем, обучая. По её мнению, эти две сущности — обучение и воспитания — неразделимы. «Сегодня как никогда эффективность обучения и воспитания зависит от личностного примера педагога, воспитателя, от его заинтересованной личностной позиции», — сказала министр. Она привела в пример широко обсуждаемый сейчас вопрос о содержании программы по литературе. «В последнее время много говорится о том, что её нужно перестроить, что она якобы не даёт тех примеров, на которых можно проводить нравственно-патриотическую работу с подрастающим поколением. Но ведь проблема, кажется, совсем в другом», — сказала Захарова.
По её словам, настоящий учитель вполне способен «зажечь, воодушевить детей, увлечённо рассказывая о самоотверженности и единении людей на ярких примерах толстовского романа». «Нам необходима не ревизия школьного списка для чтения, нам нужны учителя, искренне любящие Пушкина, Достоевского, Твардовского, Пастернака и многих других русских поэтов и писателей, которые уже самим уровнем своего мастерства, своим владением русским словом являют собой высокий патриотический образец», — сказала министр.
Она уверена: работу по усилению духовно-нравственного воспитания учащихся нужно проводить в тесной связи с вопросами усовершенствования подготовки педагогических кадров для школы. Сегодняшний выпускник-бакалавр — это специалист по учебному предмету, человек, который владеет информацией, необходимой для усвоения школьниками, но, по большому счету, по мнению Захаровой, этого мало: «Детям сегодня нужен именно учитель, а это понятие сочетает в себе и знание предмета, и духовное богатство, которое позволяет учителю служить нравственным примером, быть для подрастающего поколения неформальным лидером».
«Наша прямая задача состоит в том, чтобы на пути формирования личности ребёнка прививать вкус к тому, „что такое хорошо, и что такое плохо“, — считает Марина Захарова. — Воспитанный на нравственно-патриотической идее человек никогда не пойдёт в храм ловить покемонов в угоду моде, он не посмеет плясать у алтаря, он обязательно уступит пожилому человеку место в транспорте, он не забудет спросить у мамы, нужно ли ей чем-то помочь. Именно такой человек, нравственно стойкий, чуткий, неравнодушный должен стать целью нашей образовательной деятельности, которая неотделима от воспитательных задач».
По словам министра, необходимо усилить воспитательную работу в школах и в дошкольных образовательных учреждениях. «Необходимо, чтобы сегодняшняя деятельность учителей, преподавателей, воспитателей, методистов, руководителей, родительской общественности выстраивалась прежде всего с заботой о духовном возрастании личности ребёнка, а не только о его интеллекте. Осознать и принять такое направление развития образования — это значит избрать верное направление развития нынешнего поколения детей. Важно заботиться об ответственном самоопределении каждого ученика, при этом самоопределение должно пониматься нами не как попустительство детским желаниям, а как развитие творческих способностей ребёнка до такого уровня, который позволит выявить личностные устремления каждого ученика, его творческую самоидентичность, построить индивидуальную траекторию дополнительного образования», — считает Захарова.
Она отметила, что эту работу министерство образования Московской области прекрасно проводит вместе со священнослужителями Московской епархии. За 15 лет такого соработничества духовные традиции подмосковного образования уже стали для профессионального педагогического сообщества «ориентиром в направлении дальнейшего развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения».
«Мы горды сознанием того, что делаем общее дело вместе с духовенством», — заявила Марина Захарова.
Она добавила, что опора на авторитет Церкви, на глубокие духовно-нравственные корни российского народа очень важна.
Министр выразила уверенность, что тема нынешних Рождественских чтений — «1917-2017: уроки столетия» — найдёт продолжение при обсуждении в каждой семье, в каждом детском саду и школе, в каждом колледже и вузе.
Митрополит Ювеналий и Марина Захарова наградили лауреатов регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» грамотами.
В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:
- «Особенности и уроки исторического развития России (1917-2016 годы)», А.Б. Мазуров, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной Думы;
- «Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ», протоиерей Максим Максимов, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной богослужебной комиссии, преподаватель Коломенской духовной семинарии;
- «Христианская тема в жизни и творческом наследии Алексея Федоровича Лосева», Ю.Л. Суворов, педагог дополнительного образования, преподаватель «Основ православной культуры» гимназии № 4 городского округа Дзержинский;
- «Особенности пастырского служения в Русской Православной Церкви в условиях господства атеистической идеологии», протоиерей Николай Качанкин, настоятель Успенского кафедрального собора г. Коломны, председатель Епархиального суда, духовник Коломенской духовной семинарии.
В работе форума приняли участие епископ Илиан (Востряков), епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Балашихинский Николай, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.