2 апреля 2024 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась пастырская конференция Центрального викариатства на тему «Священное Писание в повседневной жизни православных христиан» под председательством митрополита Воскресенского Григория, управляющего Центральным викариатством, первого викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по г. Москве.
В работе конференции приняли участие представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации: заместитель председателя отдела, кандидат богословия игумен Иоанн (Рубин) и иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения.
Игумен Иоанн (Рубин) на пастырской конференции представил Патриаршую программу изучения Библии. Он рассказал, что проект осуществляется с 2022 года, что целью программы является повсеместное повышение уровня культуры изучения Священного Писания в ходе приходской просветительской деятельности. Реализация проекта происходит постепенно, рассчитана на три этапа. На первом этапе была определена методология изучения Библии и утверждена Патриархом. Второй этап позволил создать учебные и методические материалы по изучению Библии, а также специальный портал. Третий предполагает внедрение программы в приходах епархий в формате кружков или в иных формах, в том числе дистанционных.
«Для использования в ходе реализации Патриаршей программы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией создан образовательный портал «Исследуйте Писания». Портал предоставляет возможность изучения Священного Писания в ходе прохождения онлайн курсов как по изучению всего свода книг Ветхого и Нового Заветов, так и отдельных библейских книг. В настоящее время создано сообщество руководителей приходских библейских групп. С этой целью разработаны и активно вводятся в употребление приходскими специалистами епархий Русской Православной Церкви учебно-методические комплексы «Библия за год» и «Жизнь с Евангелием»», – отметил игумен Иоанн (Рубин).
Учебно-методический комплекс «Библия за год» рассчитан на 40 или более занятий. Каждое занятие посвящено ключевым библейским текстам, где ведущий познакомит участников с книгами Библии и их главными темами, тем самым организуя их встречу с провозвестием Ветхого и Нового Заветов. Название «библейские встречи» отражает главную тему, объединяющую деятельность ведущего и участников, позволяющую сочетать лекционный и интерактивный форматы.
В социальной сети Телеграмм с целью размещения соответствующей информации создана группы «Патриаршая программа изучения Библии», и «Руководитель библейской группы». С октября 2023 года на образовательной платформе «Клевер Лаборатория» в пилотном варианте начал деятельность образовательный курс «Методики изучения Библии в группах на приходе».
«Курс «Методики изучения Библии в группах на приходе» помогает обсудить тему создания библейской группы, специфику проведения библейских встреч в разновозрастных группах. Каждое занятие этого курса содержит теоретический материал, методические рекомендации и чек-листы, а также обсуждение специфики отдельных книг Библии для формата библейской группы. Интерактивный формат курса предусматривает постоянную обратную связь от слушателей о ходе их работы с оперативным методическим и психолого-педагогическим сопровождением ведущих программы», – добавил игумен Иоанн (Рубин).
Спикер также обратил внимание на то, что в апреле 2024 года на образовательной платформе «Исследуйте Писания» планируется разместить онлайн-курс «Приходские библейские группы: от идеи до реализации». Отец Иоанн отметил, что на видеоканале «Православное образование» проводятся регулярные вебинары по различным аспектам реализации Патриаршей программы изучения Библии.
Иеромонах Геннадий (Войтишко) представил слушателям курс для подростков 14–17 лет «Жизнь с Евангелием» (авторы – иеромонах Геннадий (Войтишко), Д. Д. Кочкина, А. В. Ракушин, С. В. Рогунов, А. Д. Мамаева). Программа входит в состав Единого учебно-методического комплекса «Бог и человек: движение навстречу», а также является одним из важнейших элементов Патриаршей программы изучения Библии.
Двухлетний курс ориентирован, в первую очередь, на подростков 14–17 лет. При этом он вполне применим и в более старшей молодежной и студенческой аудитории. Отец Геннадий отметил, что перед созданием курса эксперты провели огромную работу по осмыслению особенностей возрастной аудитории 14–17 лет:
«Именно старший подростковый возраст по общему мнению является одним из самых трудных в нашей приходской работе и именно здесь заметны последствия допущенных педагогических и пастырских ошибок…
Работа с подростками и в данном конкретном случае – при подготовке курса занятий с ними – начинается с правильного целеполагания – чего мы хотим добиться? Просто обучения библеистике? У них нет такого запроса, ни жизненной потребности в этом. Передать совокупность знаний? Тоже – мимо. Как ни странно, в этом возрасте учеба не является ведущим видом деятельности».
Подростки пытаются решить свои возрастные задачи и реализовать свою потребность в постоянном личном общении с людьми, проявляющими к ним симпатию; потребность в здоровом взгляде на себя; потребность принадлежать к дружественной и интересной для них среде; потребность в общении с лицами другого пола и, в общем, доброго приятельского общения со сверстниками.
Говоря о психологических особенностях юношей и девушек этого возраста, иеромонах Геннадий подчеркнул:
«Мы … обращаем внимание на важную педагогическую аксиому: каждый человек, каждый ребенок формируется в контексте значимого для него взрослого. Сначала, это мама, с 6-12 (13) лет — это папа, а вот дальше — возрасте 13-16 лет это — внешний (по отношению к семье), авторитетный взрослый.
Поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы подростки взрослели в Церкви, в кругу друзей, рука об руку со значимым для них церковным взрослым… Приходские педагоги – священники и миряне – призваны быть особенно внимательными к молодым людям, не просто давать им знания о Боге, но сопровождать их на пути духовного взросления, просто жить вместе, принимать их, призваны доверять и любить».
В контексте курса «Жизнь с Евангелием» значимому взрослому, лидеру приходской подростковой группы, предлагается взять на себя функции ведущего евангельской группы, на основе методики которой и строится вся программа. При этом под евангельской группой понимается не только особое место и время чтения и осмысления Евангелия в группе, но – пространство, которое связывает самые разнообразные формы приходской жизни (совместную молитву и участие в таинствах, выполнение какого-либо служения ближним, проведение досуга, дружеское участие в жизни друг друга и т.д.).
Программа курса описывает подробные конспекты проведения каждой евангельской группы, которые дополняются постоянной рубрикой «Продолжаем общение». В ней помещены идеи и планы проведения киноклуба, дискуссии, анализа конкретной ситуации, игры, миссионерской приходской акции, социального проекта и т.д.
Пояснительную записку к курсу «Жизнь с Евангелием» можно найти по ссылке. Здесь – описание целей, задач, результатов освоения курса, особенности методики проведения евангельской группы, структура конспектов и авторские рекомендации по работе с программой.
Первый год программы можно получить также на портале Наставник.онлайн.
***
В работе конференции приняли участие настоятели храмов, клирики, преподаватели духовных учреждений.
С докладами также выступили: доцент кафедры филологии и библеистики МДА, кандидат богословия, священник Дмитрий Барицкий — «Опыт актуального толкования Священного Писания в современной пастырской деятельности»; заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат богословия, игумен Иоанн (Рубин) — «Патриаршая программа изучения Библии»; сотрудник Комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы в направлении развития евангельских кружков, руководитель Евангельского кружка при храме апп. Петра и Павла на Басманной Леонид Радченко — «Опыт организации библейских кружков. Перспективы их развития на приходах».
После плодотворного обсуждения докладов участниками был принят итоговый документ.