В Новосибирском государственном художественном музее прошёл открытый урок народного прикладного искусства «Рукотворное наследие, связавшее века», организованный специалистами Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.
Однако на урок собрались не только незрячие и слабовидящие, но также глухие и слабослышащие, люди с ДЦП и люди, не имеющие каких-либо нарушений, но живо интересующиеся народными промыслами, сообщает портал «Образование и Православие». Это преподаватели и студенты вузов, представители городских и областных общественных организаций, творческих объединений. В результате зал на 50 мест в музее не смог вместить всех желающих. Познакомиться с экспонатами прикладного искусства и послушать вступления крупных экспертов в этой области пришли порядка 200 человек, не считая многочисленных представителей СМИ.
Вторая часть открытого урока проходила в виде мастер-класса для юных ремесленников: под руководством мастеров ребята с ограниченными возможностями осваивали процесс изготовления дымковской игрушки и приёмы городецкой росписи.
По словам директора НОСБ Юрия Лесневского, открытый урок в художественном музее стал завершающим мероприятием масштабного духовно-просветительского проекта библиотеки, получившим название «Традиции русских народных промыслов — необходимая составляющая доступного мира» и ставшим одним из победителей конкурса «Православная инициатива». Проект стартовал в прошлом году и включал в себя встречи-презентации в городах, активно поддерживающих традиционные промыслы, а именно в Москве, Королёве, Сергиеве Посаде, Нижнем Новгороде, Кирове, Архангельске, Северодвинске и так далее. Проект поддержали Управление Новосибирской епархии и Управление социальной поддержки населения мэрии Новосибирска.
«Мы постарались рассказать незрячему человеку, лишённому возможности наиболее полно познавать мир, о художественном произведении на примере исконных промыслов России: холмогорской резьбы по кости, богородской резьбы по дереву, дымковской игрушки, городецкой и хохломской росписях, каслинского художественного литья», — сказал Юрий Лесневский.
Результаты длительной и кропотливой работы показали, что специалистам библиотеки, по словам одного из участников открытого урока, удалось для своих читателей «приоткрыть дверь в этот мир, познание которого во многом основано на визуализации».
«Чтобы до незрячих и слабовидящих было легче донести красоту народного промысла, мы использовали в своей работе невизульный подход, который включает в себя целый комплекс элементов: рельефно-точечный тактильный шрифт (шрифт Брайля), рельефную графику, тактильное исследование объёмов модели, аудиоинформацию, — рассказала один из координаторов проекта, юрисконсульт НОСБ Юлия Львутина. — Иными словами, сегодня незрячие люди могут не только оценить какое-то произведение народного прикладного искусства за счет прочтения специального текста и тактильного исследования объекта, но и, нажав кнопку плеера, прослушать необходимую информацию об экспонате, например, узнать историю промыла, его технологии и прочее».
Львутина отметила, что все репрезентативные альбомы проекта выполнены в цвете.
«Таким образом, мы создаём универсальный продукт, представляющий интерес для всех сторон. Такой подход позволяет сформировать среду полноценного общения, взаимно обогащающего людей, помогает создавать условия для семейного просмотра наших книг, альбомов и, в конечном счёте, дает возможность эффективно вводить незрячих и слабовидящих в социум», — говорит Юлия Львутина.
Она подчеркнула, что многие люди с ограниченными возможностями за счёт высокой мотивации и ассистивных (от английского assist — «помогать») методик более активны в социальном плане, нежели люди, не имеющие каких-либо ограничений.
Работники библиотеки много лет сотрудничают с настоятелем храма во имя святителя Николая протоиереем Андреем Фёдоровым. «Батюшка участвует во многих наших проектах», — заметила Юлия Львутина.
«Церковь всегда особенно заботится о тех, кто имеет ограниченные возможности, у кого по тем или иным причинам затруднено восприятие окружающего мира, потому что именно через познание этого мира и через познание себя в этом мире мы познаём Бога и спасаем свою бессмертную душу. Поэтому любой просветительский проект — это та дорожка, которая может привести к Богу», — отметил протоиерей Андрей Фёдоров.
Он добавил: «Любое ремесло или искусство подразумевает обращение к Господу, потому что Он — создатель этого мира, красоту которого человек хочет отразить в своей работе. И поэтому большинство талантливых ремесленников или художников часть своего творчества посвящают Ему. Резчики по дереву вырезают иконы, оклады для икон, кузнецы производят кованые ограды, подсвечники, подставки или кронштейны для лампад, гончары — изысканные изделия церковной утвари и так далее».
Отец Андрей рассказал, что во время поездок по стране с проектом «Традиции русских народных промыслов — необходимая составляющая доступного мира» незрячие и слабовидящие часто спрашивали его о «работе во славу Божию», и, отвечая на эти вопросы, он постепенно переводил разговор в русло духовной беседы.
«Мы говорили об исповеди, причастии, о том, почему нужно креститься, зачем нужно молиться. Для некоторых какие-то вещи оказывались откровением, и они, может быть, впервые задумывались о смысле жизни, о вечности, о Боге», — заключил священник.