Спикер Госдумы Сергей Нарышкин поставил задачу сформулировать единый, концептуальный подход к преподаванию этих предметов.
«Мы должны иметь в виду, что русский язык выполняет цементирующую роль в многонациональном государстве, — подчеркнул спикер Госдумы, открывая первое заседание на тему разработки новой концепции. — Это и основа нашей идентичности, и часть нашей национальной безопасности». Решение о разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы уже принято — теперь пора приступать к конкретике, передаёт слова Сергея Нарышкина Российская газета.
Эта работа должна вестись с опорой на крупные научно-образовательные организации и под руководством авторитетных в профессиональном сообществе людей, призвал он. Будут использованы успешные наработки, заверил Нарышкин, — например, идеи Общероссийской ассоциации учителей словесности. Парламентарий выделил три направления работы. Первое — преподавание русского языка в школах, которую, по его словам, мог бы возглавить директор института русского языка РАН Александр Молдован.
«Вторая важнейшая задача — это преподавание русского языка как иностранного, — добавил глава нижней палаты. — И в этом направлении активно работает Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Мне кажется, было бы правильным попросить возглавить эту подгруппу Маргариту Николаевну Русецкую».
Наконец, третье направление — это преподавание литературы в школах. Эту подгруппу Сергей Нарышкин предложил возглавить директору Государственного литературного музея Дмитрию Баку.
Возглавивший третье направление Дмитрий Бак сразу же вышел с инициативой на тему дополнения школьной программы по литературе. «В постсоветское время мы потеряли Герцена, Чернышевского, и стало не понятно, с кем спорит Достоевский, — привел он пример. — Очень важно не упрощать, а рассказывать детям о литературном процессе в полном историческом развитии».
Бывший министр образования, ныне помощник президента Андрей Фурсенко предложил использовать успешный опыт, имеющийся в результате создания единого подхода к преподаванию истории. По его словам, новая концепция в этой сфере мотивирует учителей на творческий подход — то же самое надо реализовать и в отношении русского языка и литературы.
Глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов, в свою очередь, предложил «скрестить» готовящуюся концепцию с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Три подгруппы по указанным направлениям с участием экспертов будут работать отдельно, а в итоге общими усилиями будет подготовлена единая концепция. Участник заседания — глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов — сообщил, что внедрение стандартов по этим предметам нужно закончить в течение этого и следующего годов. С учебного года-2016 школьники уже могли бы учиться полностью по новым правилам.