Идея организации службы приходского консультирования возникла не случайно. Несколько раз в году людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Такое бывает на Пасху, на Рождество Христово, в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в Великую Субботу при освящении куличей, в день Святой Троицы. У большей части людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни пробуждается желание побыть в храме. Они знают несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, взять святую воду или что-либо освятить. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде человека, вовлеченного в жизнь прихода, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто прихожанин, начинают их задавать: как подготовиться к Крещению, к Исповеди, к Причастию? Как пользоваться святой водой? Куда поставить свечу, если сын плохо учится? А куда, если муж пьет и в семье скандалы? Кто моя небесная покровительница и почему она, как и я, мученица? Но сотрудники храма, как правило, должны выполнять свои основные обязанности и не могут уделить должного времени, а прихожане не всегда готовы дать верный и точный ответ на подобные вопросы.
В Санкт-Петербурге в конце 90-х годов в храме Святого Пророка Илии на Пороховых возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в целом ряде храмов Санкт-Петербургской митрополии, Ростовской-на-Дону, Московской, Саратовской Калининградской, Владивостокской и других епархий. Необходимость организации службы приходского консультирования возникает почти во всех храмах, расположенных в многонаселенных районах крупных городов. Вместе с тем в таких приходах, как правило, есть образованные и опытные миряне, которые могли бы нести такое служение. При этом наличие или отсутствие в храме дежурного священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решится обратиться к священнослужителю. Консультант может выслушать такого человека, ответить на простые вопросы, а при наличии сложных – посоветовать обратиться к батюшке, подсказать, в какое время и как это сделать. Важно, чтобы эта служба не воспринималась как некое церковное новшество. В Церкви всегда давались пояснения и оказывалась духовная поддержка новоначальным христианам и людям, желающим больше узнать о Православии. В наши дни, когда в храмы продолжают приходить люди, не имевшие возможности или желания больше узнать об основах православной веры вследствие долгого, массового и насильственного отлучения людей от Церкви, приходское консультирование должно стать одной из естественных составляющих многогранной жизни прихода, сферой приложения имеющегося церковного опыта, знаний, полученных прихожанами на занятиях, катехизаторских курсах, в воскресной школе и др. Предлагаемое пособие – это описание опыта организации и работы действующих служб приходского консультирования.