1 сентября 2017 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий посетил Южный федеральный университет и выступил перед студентами и профессорско-преподавательской корпорацией.
Уважаемое высокое собрание!
Сердечно поздравляю вас с началом нового учебного года! Сегодня – двойной праздник. 1 сентября – это не только День знаний, это еще и день Донской иконы Божией Матери, особо чтимой на Дону великой православной святыни, образ которой вписан в русскую историю и неоднократно помогал нашим предкам выстоять при самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.
Поэтому хотел бы сегодня поздравить Вас и с этим праздником, сказав несколько слов о духовно-нравственном факторе в системе высшей школы.
Мы являемся наследниками великого педагогического опыта и великой образовательной культуры, как дореволюционной, так и советской. Нам нельзя терять смысл русского слова «образование», которое происходит от слова «образ» и прежде всего свидетельствует о личности, о формировании в человеке «просветлённого гуманного начала», как говорил Михаил Михайлович Бахтин, русский лингвист и исследователь европейской культуры.
Педагог служит обществу, работая над передачей культуры следующим поколениям. Поэтому в традиционной отечественной системе образования нет антагонизма между знанием и воспитанием. Это надуманный конфликт. Перекосы и тяжелые социальные последствия бывают только при разводе этих двух понятий, когда искусственно навязывают одно или выталкивают другое. Давая образование вступающему в жизнь человеку, не в последнюю очередь требуется подготовить его для жизни в современном обществе, в его родной стране. Получаемые им знания должны стать основой его мировоззрения и гражданской позиции. Хотим мы этого или нет, задумываемся над этим или предпочитаем игнорировать, но эти процессы неизбежны. Пройдя высшую школу, любая формирующаяся личность вынесет оттуда не только набор профильных знаний, но и определённую матрицу нравственных реакций. Вопрос в том, будет ли она формироваться хаотично, со всеми вытекающими отсюда рисками для социума или его формирование будет частью продуманной педагогической программы.
К сожалению, сегодня ещё многие считают, что воспитательная работа в высшей школе является опциональной. Но последствия подобных экспериментов могут стоить очень дорого нашей стране.
Студенческая пора – это время окончательного вызревания личного мировоззрения, проверка его в первых жизненных испытаниях. И благо, если поиски ответов на «вечные вопросы» жизни лежат в русле отечественной традиции! Потому что без этого велик риск, что самостоятельные «поиски истины», не направляемые отечественной традицией, заведут его в дебри сектантских и, в конце концов, террористических воззрений. Шаг от духовного недообразования до духовного экстремизма – очень мал.
С другой стороны, духовное здоровье личности оборачивается несомненным благом и для общества в целом, и для государства: современные социальные беды, которые иногда гораздо страшнее экологических катастроф и экономических потрясений, имеют один корень: агрессию. Она проявляется в росте насилия, в том числе внутри семьи, внутри учебного заведения и, что самое страшное, в отношениях учеников к учителю. Все эти беды начинаются с того, что юного гражданина готовили профессионально, но не воспитали нравственно. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – вот главный заслон росту домашнего насилия, юношеской агрессии и религиозного экстремизма.
Поэтому я хотел бы ещё раз подчеркнуть очень важный для меня тезис: все преподаваемые в образовательной организации предметы должны быть связаны воспитательным процессом! Культурная прививка никому ещё не помешала, тем более в нашей нынешней ситуации, когда всевозможные социальные эпидемии — в диапазоне от аморальности до экстремизма — с лихвой будут встречаться на горизонте дальнейшей жизни выпускника современного вуза.
Мне могут возразить, сославшись на опыт других стран… Скажу лишь одно – даже в «продуваемой всеми ветрами» Европе немало вузов с мировым именем, которые следуют совершенно определенной воспитательной политике. В самых элитарных колледжах, куда мечтают отдать своих детей многие родители, например в Оксфорде или Кембридже, студенты не просто носят установленную форму, они попадают в традиционный воспитательный кластер, который прививает им совершенно определённый поведенческий кодекс, формирует их личность, выгодную для этого общества и его мировоззренческих задач.
В этом плане наши современные студенты требуют особого попечения. Воспитательная работа, основанная на выдержанных временем духовных традициях, это первоочередная обязанность педагогов высшей школы, Церкви и всего общества. От нашего взаимодействия зависит реальное будущее нашей страны, как в профессиональной сфере, так и, если хотите, в климатической. Духовный климат выпускников современного вуза неминуемо скажется на всей атмосфере общества.
В завершение скажу несколько слов о личности современного студента. У нас удивительная, талантливая молодёжь. По роду своей деятельности, как Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви я много встречаюсь с молодыми людьми, вижу их порывы, слышу их высказывания. Доброта, отзывчивость, сплоченность и целеустремленность нашей молодёжи – это величайшее богатство России, если хотите, её «ядерный» потенциал в общественной сфере. Такая чистая энергия и такая мощная сила – способны совершить самые невероятные прорывы во всех сферах жизнедеятельности. Я хочу поблагодарить молодых людей, нынешних студентов, за это высокое душевное качество. Берегите его и достойно несите звание российского студента!
Также благодарю всех педагогов Южного федерального университета за их труд. Надеюсь, что в новом учебном году наше сотрудничество будет направленно на созидание крепкого, справедливого и духовно сильного общества.
Призываю на всех учащих и учащихся Божье благословение.
С праздником!
В День знаний в музее истории ЮФУ собрались первокурсники, набравшие 100 баллов по результатам ЕГЭ, победители олимпиад, студенты и аспиранты, ставшие обладателями стипендии Президента РФ, представители академического сообщества ЮФУ. Студентов-первокурсников с поступлением в один из ведущих вузов страны поздравили также Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Устинов, губернатор Ростовской области Василий Голубев, ректор ЮФУ Марина Боровская.
После официальной части гости праздника посетили выставку инновационных разработок учёных различных институтов и лабораторий Южного федерального университета. На ней были представлены 3D-технологии в инклюзивном образовании, интеллектуальные материалы для нано-био-медицины, компьютерный нанодизайн, нанотехнологии, технологии дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR), беспилотный летательный аппарат «Рассвет» и ряд других модулей.