Как отметил Митрополит Меркурий, Конкурс «За нравственный подвиг учителя» призван выявлять сильных и одаренных учителей, формирующих личность учащегося:
«Учителю, живущему в обществе, которое часто называют обществом потребления, надо высоко держать планку истинно духовных и нравственных ценностей. На педагоге лежит большая ответственность научить детей быть жертвенными, милосердными, любить свою Родину, а не быть потребителями
В современном обществе ребенок ежечасно оказывается в мире противоречивых медиаобразов, в потоке негативной информации. Поэтому каждый учитель, работающий в сфере духовно-нравственного воспитания, вне зависимости от того является он победителем Конкурса или нет, ежедневно совершает нравственный подвиг, т.к. ему приходится вести ежедневную борьбу с реалиями современной жизни, характеризующимися распадом духовности и нравственности и возрастанием прагматизма».
С введением нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» и его модуля «Основы православной культуры» количество работ, присылаемых на конкурс, возрастает из года в год.
В этом году только три региона Российской Федерации не приняли участия в Конкурсе:
1. Республика Башкортостан;
2. Республика Марий Эл;
3. Удмуртская Республика.
Митрополит Меркурий отметил, что для повышения качества работ, участвующих в Конкурсе, Оргкомитетом Конкурса приняты следующие решения:
- Разработать и опубликовать стандарты по каждой номинации.
- К Положению о Конкурсе добавить «Регламент подачи работ», содержащий обязательное наличие рекомендательных писем священнослужителей. Пункт «Наличие рекомендательных писем» будет включен также в Экспертный лист.
- Объединить две номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» и «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Название новой номинации будет звучать как «Лучшая программа духовно-нравственного и патриотического воспитания».
- Создать страницу на сайте Отдела с методическими рекомендациями для педагогов-участников Конкурса.
- Также вводится новая номинация «Лучшая методическая разработка преподавания «Основ православной культуры».
Председатель Синодального отдела обратил внимание и на ряд имеющихся проблем. Как отметил Его Высокопреосвященство, не смотря на то, что священнослужители — представители епархий — являются членами экспертных и конкурсных комиссий, в силу своей занятости у них не хватает времени прочитывать все работы. «Ничем другим нельзя объяснить прокравшееся и прочно обосновавшееся в работах по духовно-нравственному воспитанию слово «толерантность» вместо «терпимость» или присутствие таких выражений как «сатаней стремимся стать» в девизе школы (Северо-Кавказский федеральный округ)», — с сожалением заметил митрополит Меркурий. Он также сделал вывод о том, что только модой на все инновационное, по всей видимости, объясняется неоправданно большое количество работ в номинации «Лучшая инновационная разработка года». При этом, как заметил владыка: «Работ об инновациях много, самих инноваций — крайне мало».
Вместе с тем, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации с удовлетворением отметил, что по результатам VIII конкурса «За нравственный подвиг учителя» и с введением предмета ОРКСЭ центр тяжести по экспертной оценке работ, участвующих в Конкурсе, переместился из церковных структур в светские органы образования. Это существенно повышает качество экспертной работы и уровень представляемых работ на Конкурс.
В заключение своего выступления Его Высокопреосвященство пожелал помощи Божией всем участникам Конкурса «За нравственный подвиг учителя» и преподал им архипастырское благословение.