ПРИВЕТСТВИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА
РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ
МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО
МЕРКУРИЯ
НА ВРУЧЕНИИ ДИПЛОМОВ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
НА БАЗЕ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
(Москва, 26 сентября 2017 г.)
Уважаемые коллеги, организаторы и слушатели курсов,
уважаемый Юрий Викторович![1]
Сердечно приветствую Вас и всех участников церемонии вручения дипломов курсов повышения квалификации по Основам православной культуры!
В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Андреевича Пучкова со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с этого учебного года начинается преподавание православной культуры во всех вузах Министерства по чрезвычайным ситуациям. Одно из наиболее важных подготовительных мероприятий – курсы повышения квалификации преподавателей по предметам православного компонента, которые прошли на базе Академии противопожарной безопасности весной–летом текущего года.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации совместно со структурами МЧС России, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия приняли участие в реализации плана мероприятий (дорожной карты) «Организация преподавания Основ православной культуры в образовательных организациях высшего образования МЧС России». В епархиях Русской Православной Церкви назначены священнослужители, ответственные за взаимодействие с вузами МЧС по данному вопросу. По сведениям, поступающим из регионов, взаимодействие налажено и развивается. Таким образом, можно сказать, что положено начало очень серьезному делу – православному просвещению в вузах МЧС.
Сотрудничество между Министерством и Русской Православной Церковью активно развивалось и до начала подготовки к реализации ОПК, и в настоящее время носит разноплановый характер, может быть примером для большинства государственных ведомств. Совместные проекты в области образования – это перспективное планирование и вклад в будущее.
ОПК предполагает культурологический подход. Не догматика или сравнительное, нравственное богословие, как они изучаются в православных гимназиях и теологических факультетах, призваны стать главным содержанием курса. Предмет нашей встречи – православная культура, т.е. тот контекст, в котором формировались главные смыслы, нравственные и культурные ценности России как многонационального государства, то пространство, в котором возможно наше взаимопонимание, нравственное совершенствование. Соприкосновение с православной культурой – это еще и мировоззрение, и переосмысление знакомых с самого детства нравственных принципов: правильные мировоззренческие основы нашей жизни, духовные основы служения Богу и людям.
Возможно, кто-то спросит, зачем изучать Православие там, где речь идет о борьбе с чрезвычайными ситуациями. Ответ напрашивается сам собой. Понять истинную цену человеческой жизни можно только исходя из правильного представления о месте человека в мире, его отношения к Творцу и творению. Тогда смысл служения и преодоления любых чрезвычайных ситуаций предстает совершенно в ином свете – как вечная борьба жизни со смертью, как самопожертвование, как исполнение заповеди Божией о любви и защите ближнего, ведь по слову Евангелия ближний тот, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.
Протоиерей Василий Зеньковский риторически вопрошает: «Но есть ли у христианской философии какая-либо особая тема, которая отличала бы ее от догматики? Конечно, да. Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но во свете Христовом»[2].
В свете Христовом, по истине, «нет ни эллина, ни иудея…ни раба, ни свободного» (Кол. 3,11), нет разделения на светское и религиозное, но есть понимание высшей цели Образования с большое буквы – совершенство человеческой личности по образу Христа Бога.
Преподавание предметов православного богословского цикла на уровне высшего образования – долгосрочный проект, который потребует тщательной и детальной проработки, привлечения дополнительных ресурсов со стороны Синодального отдела религиозного образования и катехизации и ОЦАД, а также вузов, где уже ведется преподавание ОПК (Донской государственный технический университет, Московский государственный областной университет). Одновременно это и начало масштабного процесса вхождения Православия в пространство светского вуза наряду с изучением теологии – приобщение к православной культуре, отечественным религиозным традициям.
Уверен, что совместно мы преодолеем историческое средостение между Церковью и образованием. Все нормативные документы, запрещавшие участие в образовании со стороны религиозных организаций, давно утратили свою юридическую силу, но в сознании многих людей по-прежнему это разделение сохраняется в качестве мировоззренческого стереотипа. В этом смысле по слову апостола Павла наша борьба не против внешних врагов, но против невежества и агрессивного атеизма. Борьба не силой оружия, но истинным знанием и путем развенчания ложных представлений и утвердившихся клише, мешающих мирному соработничеству и благополучию наших сограждан.
В этой связи хочу пожелать всем участникам курсов успешного продвижения по пути духовно-нравственного и культурного образования. Очень надеюсь, что православная культура станет не только учебным предметом, но внутренним мотивом развития, приобщения к богатым духовным традициям нашего Отечества! Помощи Вам Божией, уважаемые коллеги, в этом непростом, но благодатном служении!
Божие благословение да пребывает со всеми Вами!
МЕРКУРИЙ, митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации
[1] Седельников Юрий Викторович, генерал-майор, начальник Главного управления подготовки МЧС России по кадрам
[2]Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.:1996.