В Санкт-Петербурге 7 октября в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс Северо-Запад» встретились представители духовенства с деятелями образования. В круглом столе по проблемам преподавания в российских школах курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» приняли участие начальник отдела общего образования комитета по образованию Анна Грубская, директор института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена Роман Светлов, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, директор российско-американского Центра библеистики и иудаики РГГУ Леонид Кацис, заведующий кафедрой теологии НовГУ им. Ярослава Мудрого Сергей Аванесов и директор гимназии № 209 «Павловская» Дмитрий Ефимов.
На встрече обсуждались вопросы подготовки учителей к преподаванию курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также проблемы выбора конкретного предмета.
Дискуссия продолжилась на конференции «Педагогическое образование и теология в контексте подготовки специалистов для преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР», которая состоялась в Герценовском университете 8 октября. Со вступительным докладом на пленарном заседании выступил заведующий кафедрой философии ЛГУ им. А.С. Пушкина Михаил Смирнов:
«Ключевая проблема преподавания ОРКСЭ заключается в практической неопределенности того, каким должен быть результат этого безоценочного курса. Все существующие нормативные документы по этому вопросу содержат такие расплывчатые формулировки, как «духовно-нравственное воспитание», или же установки на «формирование личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности». Точное перечисление этих ценностей в государственных документах периодически варьируется, а единого перечня не существует вовсе».
Михаил Юрьевич рассказал, как учителя относятся к присутствию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном процессе, и высказал свое отношение к предмету:
«Учителя начальных классов умеют обучать математике, русскому языку, литературному чтению, природоведению, рисованию, но ознакомление школьников с религиями, хоть и в информативном ключе, — уже нечто иное, касающееся мировоззрения, причем в том специфическом аспекте, который отсылает к мистическому опыту. Математике, например, научить можно, но можно ли научить мировоззрению?»
Заведующий кафедрой теологии НовГУ им. Ярослава Мудрого Сергей Аванесов. Сергей Сергеевич рассказал о плюсах и минусах предмета, а также о проблемах внедрения курса в школьную программу:
«Введение в школьную программу курса, который призван дать представление о религиозных культурах народов, населяющих Российскую Федерацию, — вполне положительная задача. Такой курс должен способствовать взаимопониманию представителей различных конфессий, формированию компетентной и толерантной личности. С точки зрения достижения общегражданского единства, наличие курса ОРКСЭ в школьной программе является критически необходимым».
На конференции затронули проблемы подготовки кадров для преподавания курсов ОРКСЭ, подходы к обучению, а также отдельные компоненты курсов ОРКСЭ и ОДНКНР. Участники дискуссии высказали как положительное, так и скептическое отношение к религиоведческим предметам, их присутствию в программе начальной школы.
Пресс-служба РГПУ имени А.И. Герцена / Инфослужба Синодального ОРОиК