Авторская программа телестудии «Дон Православный» предлагает своим зрителям провести интересный эксперимент и разобраться, есть ли нечто общее между агитками «Союза воинствующих безбожников» советской эпохи и современной журналистикой?
Игорь Петровский: Хочу предложить вам небольшой эксперимент – стилистический. Вот перед нами два текста. Сразу скажу, оба материала критикуют православных верующих. Как говориться, почувствуйте разницу. Первый текст:
«Крестный ход был одной из массовых форм одурманивания народа, отличался особым фанатизмом, ханжеством и лицемерием. Православная Церковь, тем самым умышленно распространяла мракобесие, чтобы обогащаться на темноте и суеверии народа».
Далее, как и водится, автор противопоставляет религию науке, говорит о том, что просвещенному человеку, конечно же, нечего делать в подобных местах, а в конце срывается на пошлейшую сатиру:
«После крестного хода некий Терентий подошел к гражданке Сидоровой и ударил ее по голове бутылкой со святой водой. Когда его спросили зачем, Терентий ответил, что ему показалось, будто в Сидорову вселился дьявол».
Предполагается, что в этом месте публика должна засмеяться. Это ж так остроумно. Кстати, текстик не простой. Это журнал «Наука и религия», 1963 год.
А вот вам и второй текстик:
«Мракобесие набирает силу», — это заголовок.
«31 августа ветеринары России отметят День ветеринарного работника. Свой профессиональный праздник люди, казалось бы, научно-ориентированной отрасли отметят… в православном храме. Вместо исследований, научных разработок и медицинских мероприятий будем брызгать на лошадей водичкой — авось поможет. Судя по новостям, Россия только пятится назад, всё дальше скатываясь в мракобесие».
Вот такое трепетное переживание автора. Думаете, что это текст из того же советского журнала? Нет, это уже современные СМИ. Материал, опубликован на одном из самых читаемых в регионе интернет ресурсов. Ну что, почувствовали разницу?.. Правильно, ее нет.
Впрочем, нет уже многого. Нет уже той страны, советской партократии, заказа высмеивать все не советское, и уже тем более религиозное. Ничего этого нет. Более того, последние 20 лет интеллектуалы разных калибров говорят нам о том, что мы должны выдавить из себя советские комплексы, преодолеть годы интеллектуального рабства, научится внутренней свободе. И все эти 20 лет мы вроде так и делали: знакомились с западной культурой, открывали для себя запрещенных авторов, имели возможность узнавать духовную культуру. Но каким-то необъяснимым образом пошлость советских безбожников и комплексы атеистов по прежнему с нами.
Вот давайте сейчас отложим в сторону сложные аргументы и просто представим себе, что люди бывают разные. Одни полагают, что драка подушками, обливание холодной водой перед экраном или пачканье друг друга краской – это и есть их культура, модус их поведения и даже этакая духовность. Имеют они на это право?.. Конечно, полное! А давайте представим, что есть другие люди, который поклоняются трансцендентному Богу, верят в то, что Он однажды воплотился и утвердил на земле Церковь. Религия для них – важный фактор и их модус поведения, их культура строится на этом. Они имеют право на эту культуру?.. Тогда объясните мне, почему выступление на весь мир, на международном музыкальном конкурсе, бородатого трансвестита — это умно и прогрессивно, а крестный ход и молитва в отдельно взятой местности – это глупо, недостойно образованного человека и мракобесие мирового масштаба?..
Этому парадоксу нет иного объяснения, кроме наследия советского атеистического воспитания.
Конечно же современные журналисты, пишущие фельетоны в стиле советских безбожников, тоже комплектуют по поводу «совка» в голове и всего такого… Всем ведь хочется быть прогрессивными, не быть похожими на оболваненных советских граждан. Поэтому в новых фельетонах о Церкви так много слов о науке, терпимости и западных ценностях. Но поражает, с какой злобой и не толерантностью наши толерантны пишут о духовной культуре собственного народа. Все с издевочкой, с высока, с сарказмом. Попробуй они написать что-либо подобное о предателях-диссидентах или прогнившем Западе, — вот именно в таких же выражениях, такими же словами, — их бы сразу уличили в советских комплексах и назвали «совками». А вот о религии и Церкви так писать можно – это современно. Создается впечатление, что язык союза воинствующих безбожников – это не наше печальное прошлое, это стиль современной журналистики.
Так недавно, на одной из радиостанций Москвы, появилась реплика с зычным названием: «халтурное православие в орбите Меркурия». Речь идет об интервью Председателя Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Меркурия, в котором была высказана мысль, что курс «Основ религиозной культуры и светской этики» целесообразно сделать шире рамок 4 класса, ввести его со второго по десятый класс. Заметьте – это всего лишь предложенный проект. Причем не голословный. Общественная палата, в частности, Николай Сванидзе, которого трудно заподозрить в симпатиях к Церкви, проводили опросы учителей, родителей, детей. Все они говорят, что детям это нравится, педагогам это интересно, но часов не хватает. Дальше, по логике, должен пойти процесс обсуждения, спокойный честный диалог. Но вместо этого, журналист внезапно из беспристрастного профессионала срывается до уровня авторов советского безбожного журнала. В своей программе он заявил:
«Интерес православной церкви понятен. Она хочет как можно ловчее внедриться во все уголки нашей жизни и проникать лучше, конечно, начинать прямо со школы, когда детские мозги можно настроить так или эдак».
Узнаете интонацию? А вот еще перл. В той же программе было сказано:
«Власть впаривает нам что-то духовно-патриотическое, и кресты с иконами как-то славно вписываются».
Ну как Вам беспристрастная журналистика? А далее журналист, пишущий на церковную тему, как и водится, предлагает нам сатиру, того же уровня что и басня про Терентия, который ударил гражданку Сидорову по голове бутылкой со святой водой:
«Это те верующие, — заканчивает журналист, — вся вера которых заключается в покраске яиц и ношении креста до пупа. Вся религиозность которых заключается в том, чтобы размашисто креститься, пихать крупную купюру в ящик для пожертвований и с уханьем нырять в январе в прорубь».
Ну что ж, надо сказать, что у либералов обычай глумится над ненавистным церковным миром — становится традицией. В 19 веке это были Белинский, Герцен, Писарев. В 20 веке их беспокойный тон подхватили воинствующие безбожники. А теперь вот либеральные журналисты. Такое ощущение, как будто все это пишет один и тот же персонаж. Помните, как у Ильфа и Петрова – был такой газетчик Ляпис Трубецкой, который писал только про некоего Гаврилу. Живуч Гаврила — кочующий персонаж.
Многое еще можно было сказать: и о кодексе журналистской этики, и типичном совковом языке этих статеек, и о бестолковых комментариях, для которых вообще никакой этики нет. Но закончить хочу словами Руководителя Департамента образования г. Москвы Исаака Иосифовича Калины:
«Для того чтобы быть атеистом, для начала было бы не плохо узнать хотя бы, что такое Теос».