Накануне 1 сентября Первый заместитель Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви протоиерей Александр Абрамов рассказал о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» корреспонденту ИТАР-ТАСС.
«На 2011 год в России действуют 167 православных учебных заведений в 40 епархиях Русской Православной Церкви. На территории Москвы свою деятельность осуществляют 40 учебных заведений. В Московской области – 17 школ. В них обучается около 30 000 учеников, учитывая учащихся из учреждений дополнительного образования. В новом учебном 2011 году около 1500 первоклассников приступят к занятиям.
По инициативе региональных органов управления образованием и централизованных религиозных организаций преподавание ОПК или других курсов по религиозной культуре ведется во многих субъектах РФ начиная с середины 90-х годов.После встречи Президента России с лидерами традиционных религиозных конфессий России в июле 2009 года преподавание ОПК началось в экспериментальном режиме в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 19 регионах РФ. В 2010 году к эксперименту присоединились еще два региона: республика Марий Эл и Ярославская область.
В соответствии с поручением Президента РФ от 2 августа 2009 года, начиная с 2012 года, планируется введение курсов по основам традиционных религиозных культур и светской этике во всех общеобразовательных школах России.
Данные о ходе эксперимента неоднократно выносились на общественное обсуждение. Первый раз в сентябре 2010 года, по прошествии первого года апробации в Российской академии государственной службы состоялся симпозиум, посвященный промежуточным итогам апробации.
Опасения противников преподавания религиозной культуры в школе относительно возникновения конфликтов на национальной и религиозной почве не подтвердились ни в одном из экспериментальных регионов.
С другой стороны, было выявлено общее позитивное, заинтересованное отношение всех участников учебного процесса: педагогов, учащихся, родителей к новым предметам по религиозной культуре.
Результаты данного статистического исследования подтвердились в процессе мониторинга хода эксперимента со стороны Общественной Палаты РФ, представителей религиозных конфессий.
78% родителей учащихся позитивно относятся к изучению религиозной культуры в школьной программе и видят в этом большой потенциал для духовно-нравственного воспитания школьников. Интерес к религии вырос у значительной части школьников, изучающих конфессиональные модули. Для школьников изучающих «Основы православной культуры» – 43%, «Основы исламской культуры» – 71%, «Основы буддийской культуры» – 63%.
В общей сложности в эксперименте приняли участие 9980 средних общеобразовательных школ, 242 902 учащихся и 15000 учителей, 2000 учителей-наставников были подготовлены Академией повышения квалификации работников образования».