Религиозное образование для мирян всегда было одной из важнейших задач церковного служения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви.
Религиозное образование для мирян всегда было одной из важнейших задач церковного служения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам» (Мф.28,19), — завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, кризисы и нестроения которого человечество призвано преодолеть. Воскресные церковно-приходские школы являются составной частью системы православного образования.
Первая воскресная школа в Тамбовской епархии была открыта в 1990 году при Вознесенском женском монастыре города Тамбова. С этого времени число воскресных школ неуклонно росло. В 1997 году их было 15, в 2002 году – 40, а за последние семь лет число воскресных школ в епархии удвоилось. В 2009 году открылись 11 новых воскресных школ.
По состоянию на 31 декабря 2010 года в Тамбовской епархии зарегистрировано 82 церковно-приходских воскресных школы.
В 2010 году в воскресных школах Тамбовской епархии обучалось 2552 учащихся, что на 399 человек больше чем в 2009 году. Количество воспитанников увеличивается, т.к. совершенствуется образовательный процесс, появляются новые дисциплины и кружковые занятия.
В свете развития церковно-государственных отношений и перспективы включения воскресных школ в единое образовательное пространство региона в Тамбовской епархии в 2010 году совместно с Управлением образования и науки Тамбовской области были реализованы инновационные проекты:
1. Проект лицензирования и государственной поддержки воскресных школ епархии как учреждений дополнительного образования детей. Реализован совместной рабочей группой в мае 2010 года.
2. Проект создания на базе Тамбовского областного Педагогического колледжа, при поддержке Тамбовской епархии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета отделения «Православная педагогика».
3. Проект активного использования воскресными школами Тамбовской епархии учебно-материальной базы общеобразовательных школ, домов творчества и Центров развития Тамбовской области.
В рамках тесного сотрудничества Тамбовской епархии с Управлением образования и науки Тамбовской области, изучения и обобщения опыта деятельности воскресных школ, осенью 2009 года родилась идея о возможности их лицензирования в качестве учреждений дополнительного образования детей. По благословению Его Преосвященства епископа Тамбовского и Мичуринского и при поддержки главы администрации Тамбовской области О.И. Бетина была создана рабочая группа, в состав которой вошли:
• руководитель и специалисты Отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии;
• руководитель юридического отдела Тамбовской епархии;
• руководитель и специалисты отдела по лицензированию Управления образования и науки Тамбовской области;
• специалисты областного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»;
• директора пяти воскресных школ Тамбовской епархии (кандидаты для лицензирования).
Приступая к лицензированию воскресных школ, Тамбовская епархия ставила перед собой следующие задачи:
1. Повышение статуса воскресных школ путем включения в существующую общепризнанную систему образования; признания воскресных школ образовательными учреждениями со стороны действующего законодательства.
2. Упорядочение деятельности воскресных школ путем создания определенной структуры, определения полномочий, разработки и утверждения образовательных программ и устава.
3. Повышение профессионального уровня преподавателей воскресных школ через включение их в систему повышения квалификации.
4. Создание штатных должностей преподавателей воскресных школ, обеспечение социальной защищенности педагогов. Согласно действующему законодательству педагогический стаж, влияющий на размер заработной платы и дающий право на пенсию по выслуге лет, идет только в том случае, если педагог работает в образовательном учреждении, имеющем лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
5. Улучшение учебно-материальной базы воскресных школ путем включения в систему государственного финансирования, и за счет этого расширение сферы их деятельности: охват большего количества детей, организация новых направлений, привлечение дополнительных педагогов и др.
При лицензировании воскресных школ особое внимание уделялось:
• правовому обеспечению данного процесса, для чего проведено согласование с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, Управлением государственного пожарного надзора, отделом лицензирования Управления образования и науки Тамбовской области;
• разработке типовых уставов церковно-приходских воскресных школ;
• отработке механизма создания воскресных школ, как негосударственных образовательных учреждений с правом юридического лица;
• разработке программ дополнительного образования, которые могли бы использоваться в воскресных школах;
• научно-методической экспертизе данных программ, проведенной Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования;
• повышению квалификации педагогов воскресных школ в рамках курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов, участию в олимпиаде по Основам православной культуры;
• совершенствованию материально-технической базы воскресных школ, созданию единой системы православных библиотек Тамбовской епархии.
Процесс лицензирования включал в себя следующие этапы.
1. Были отобраны первоначально пять воскресных школ Тамбовской Епархии, обладающие широким творческим и педагогическим потенциалом, имеющие многолетний опыт работы, реализующие широкий спектр образовательных программ, и имеющие достаточную материально-техническую базу для ведения образовательной деятельности. Впоследствии две из них были исключены из процесса лицензирования из-за неоформленности прав на помещение, в котором обучались дети.
2. Три воскресные школы были зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц. Данный этап включал в себя разработку типового устава воскресной школы в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Законом РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Гражданским кодексом РФ, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233.
Устав разработан с учетом специфики деятельности воскресной школы как православного образовательного учреждения.
Воскресные школы были зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в соответствии с Федеральным Законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организационно-правовая форма – частное учреждение.
Учредителем выступил Приход, при котором действует соответствующая воскресная школа.
3. Параллельно велась работа по разработке и утверждению реализуемых воскресными школами образовательных программ, получению рецензий на образовательные программы в ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания».
На данном этапе прошли экспертизу и получили положительное экспертное заключение следующие образовательные программы:
— «Основы православной культуры и нравственности»,
— «Православная певческая культура»,
— «Духовное краеведение»,
— «Духовное пение»,
— «Бисероплетение. Православные мотивы»,
— «Рукодельница»,
— «Драматический кружок»,
— «Изобразительное искусство»,
— «Вдохновение»,
— «Танцевальная азбука»,
— «Футбол», и некоторые другие.
4. Сбор и подготовка иных документов по перечню, предусмотренному Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства от 31 марта 2009 г. № 277, экспертиза представленных документов лицензирующим органом, выдача лицензий на ведение образовательной деятельности.
Далее Администрацией Тамбовской области, Управлением образования и науки Тамбовской области был издан ряд нормативно-распорядительных актов, регламентирующих порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета воскресным школам на реализацию программ дополнительного образования детей, прошедших лицензирование. Между Управлением образования и науки Тамбовской области и соответствующей воскресной школой были заключены соглашения о перечислении субсидии из областного бюджета на осуществление образовательной деятельности по заявленным программам. Также были утверждены формы отчетности о расходовании предоставленных субсидий.
Размер субсидий соответствует областным показателям финансирования учреждений дополнительного образования детей (в 2010 году в Тамбовской области– 836,4 рублей), умноженный на число учащихся.
Субсидии были перечислены на счет воскресных школ практически сразу же после получения ими лицензии. Согласно порядку предоставления субсидий, утвержденному постановлением администрации Тамбовской области, денежные средства областного бюджета были израсходованы воскресными школами на выплату заработной платы с начислениями и на организацию образовательного процесса.
Хотелось бы остановиться на тех трудностях, которые возникли в процессе лицензирования.
Первоначально рабочей группой было принято решение об осуществлении лицензирования воскресных школ как структурных подразделений соответствующего Прихода, без регистрации их в качестве самостоятельных юридических лиц, поскольку в уставах Приходов в качестве одного из направлений деятельности указывается образовательная деятельность. Однако, в дальнейшем пришлось от этой позиции отказаться.
Положением о лицензировании в отношении религиозных организаций предусмотрено лицензирование:
— либо учреждений профессионального религиозного образования,
— либо иных образовательных учреждений религиозных организаций.
В обоих случаях звучит слово «учреждение». Согласно же ст. 12 Закона «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом.
Принимая решение о регистрации воскресной школы в качестве самостоятельного юридического лица, мы имели некоторые опасения, что это налагает на Приход дополнительную ответственность, обязанности по представлению отчетности в налоговые и иные органы, необходимость содержать штатного бухгалтера.
Однако практика показала, что эти трудности вполне разрешимы: воскресные школы сразу были переведены на упрощенную систему налогообложения, и раз в году налоговую отчетность по воскресной школе сдает приходской бухгалтер.
Для государственной регистрации юридического лица возникла необходимость разработки устава воскресной школы. За основу нами были взяты положения о воскресной школе разных епархий, типовые уставы православной гимназии и духовной семинарии. Однако использовать их удалось только в малой степени, как в силу специфики деятельности воскресной школы как образовательного учреждения, так и в силу законодательных нюансов.
Поясню, о чем идет речь. Статья 8 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что образовательное учреждение, созданное централизованной религиозной организацией, является также религиозной организацией, а созданное местной религиозной организацией, каковой является Приход, – нет. Что это обозначает на практике?
Есть определенный правовой статус у каждой организационно-правовой формы юридического лица. Свой правовой статус у учреждения, и свой правовой статус у религиозной организации. Они различны, включают в себя разные правовые возможности организационного, управленческого и имущественного характера. Так вот, образовательное учреждение, созданное централизованной религиозной организацией, например, семинария, созданная епархией, объединяет в себе две организационно-правовые формы, два разных правовых статуса и, соответственно имеет более широкие правовые возможности по сравнению с возможностями просто учреждения.
Так, в уставе семинарии указано, что она может владеть имуществом на праве безвозмездного пользования, что имущество семинарии является имуществом Русской Православной Церкви, что семинария входит в иерархическую структуру соответствующей епархии.
Для учреждения же, которое не является одновременно религиозной организацией, право безвозмездного пользования не предусмотрено законом. Поэтому вместо договоров безвозмездного пользования две воскресные школы, не имеющие собственного здания, заключили договора аренды помещений общеобразовательных школ. Один договор предусматривал аренду с нулевой арендной ставкой, другой – аренду с почасовой оплатой и общая сумма арендной платы составила около 650 рублей в год. Средства, разумеется, небольшие, однако хлопот достаточно, так как необходимо было получить акт экспертной оценки, о том, что аренда не ущемляет права школьников, а также возникло много спорных вопросов о соответствии закону «О защите конкуренции…».
По этой же причине, устав воскресной школы пришлось выдерживать строго в рамках, предусмотренных для такой организационно-правовой формы как учреждение, законом «Об образовании». Понятно, что он не учитывают специфику деятельности воскресных школ.
Так, например, согласно ст. 13 Закона «Об образовании» в уставе должны быть отражены типы и виды образовательных программ. Согласно ст. 9 того же закона все образовательные программы делятся на два вида: общеобразовательные и профессиональные. К какому из них можно отнести образовательные программы воскресных школ? Программы дополнительного образования не выделены законодателем в качестве самостоятельного вида, а только как подвид общеобразовательных или профессиональных, что не соответствует условиям деятельности не только воскресных школ, но и светских учреждений дополнительного образования детей.
Однако в целом, полагаем, что разработанный нами устав воскресной школы, вполне удачен, отражает православную специфику, регламентирует порядок образовательного процесса, задает как бы программу действия.
Воскресная школа учреждается Приходом, который является высшим органом ее управления.
В качестве основных целей и задач деятельности школы указаны формирование православного мировоззрения учащихся, религиозно-нравственнное образование и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви.
Данный устав может быть взят как образец и для тех воскресных школ, которые не будут регистрироваться в качестве юридического лица, так как он поможет упорядочить деятельность воскресной школы, задать направление образовательного процесса, с тем, чтобы он велся не самостийно, не на усмотрение конкретного преподавателя, а имел бы некоторую систему и обеспечивал бы определенный уровень организации деятельности воскресной школы и знаний учащихся.
При решении вопроса о регистрации воскресной школы в качестве юридического лица рассматривался вариант регистрации воскресных школ в качестве отделений или филиалов Тамбовской духовной семинарии. Типовой устав семинарии и действующее законодательство позволяют это сделать. Рассматривался также вопрос о возможности учреждения епархией крупной общеепархиальной воскресной школы в областном центре, филиалами которой являлись бы районные и сельские воскресные школы. В двух этих случаях воскресная школа имела бы правовой статус и учреждения, и религиозной организации, в чем имеется несомненное преимущество.
Однако, возникли опасения в чрезмерной централизации в деятельности воскресных школ, возникновения ситуации двоевластия: полномочия руководства осуществлялось бы руководством семинарии или общеепархиальной воскресной школы, но и, действуя, на базе Прихода школа должна согласовывать свои действия в первую очередь с Настоятелем. Также возникнут сложности в определении порядка финансирования. Насколько эти опасения обоснованы, и насколько они разрешимы, — может показать всестороннее изучение и практика. Вариант этот прорабатывается, возможно, в дальнейшем он и окажется наиболее приемлемым.
В процессе осуществления лицензирования возник и ряд других трудностей, не столь глобального характера.
Так, например, в число документов, представляемых на получение лицензии, входят заключения о соответствии помещений, в которых занимаются дети, требованиям санитарной и пожарной безопасности. В случаях аренды помещений общеобразовательных школ, проблем с получением таких заключений не возникло, поскольку школы регулярно проходят соответствующие проверки.
В случае же с собственным помещением пришлось потрудиться, чтобы обеспечить соответствие вышеназванным нормам. Однако, в целом, эти меры можно оценить только положительно, поскольку организуя детей на занятия в воскресной школе, Приход, безусловно, несет ответственность за безопасность их жизни и здоровья.
Вместе с тем, в процессе лицензирования воскресных школ, несмотря на активное положительное содействие и участие, проявилась также и некоторая неспособность сотрудников государственных органов к принятию нестандартных, нетипичных решений в рамках действующего законодательства.
Так, например, в самом начале изучения вопроса специалист отдела по лицензированию по аналогии с документами других организаций требовала включения в Устав Прихода наименования и адреса воскресной школы, хотя именно для религиозных организаций законом такого требования не предусмотрено. Статья 10 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает исчерпывающий перечень требований к уставу религиозной организации.
Или пример, когда сотрудница Управления Министерства юстиции РФ первоначально не соглашалась включить в наименование воскресной школы наименование соответствующего храма («Церковно-приходская воскресная школа Иоанно-Богословского храма г. Рассказово»), мотивируя свое мнение тем, что воскресная школа – просто негосударственное образовательное учреждение, а не религиозная организация.
Понятно, что лицензирование воскресных школ – дело новое, не только для Церкви, но и для государства, и обойтись без некоторых недоразумений и трений невозможно. Однако все подобного рода недоразумения были разрешены при тесном сотрудничестве и взаимодействии церкви и органов государственного управления Тамбовской области, работу в данном направлении необходимо продолжать.
Результаты реализации проекта по лицензированию воскресных школ Тамбовской епархии были обобщены в двух методических пособиях, изданных Тамбовской епархией и объявлены в докладе епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия — «О перспективах развития воскресных школ Тамбовской епархии в рамках диалога светского и религиозного образования» на заседании Попечительского совета ЦФО по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды», прошедшем 26 мая 2010 г. в Межрегиональном центре возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» (село Тулиновка, Тамбовского района).
Председателем Попечительского совета, Полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Георгием Сергеевичем Полтавченко было отмечено, что на Тамбовщине нашли механизм включения воскресных школ в систему учреждений дополнительного образования. Удалось провести лицензирование образовательных программ, определить бюджетные источники финансирования.
Каковы же первые результаты проекта по включению воскресных школ в систему дополнительного образования Тамбовской области?
Во-первых, повысился не на словах, а на деле статус воскресной школы как социального института. Впервые государство через лицензирование официально признало деятельность воскресной школы социально-значимой, полезной для развития личности, семьи и общества.
Во-вторых, созданы условия для непосредственного диалога религиозной и светской систем образования, включения преподавателей воскресных школ в педагогическое сообщество области, обеспечения социальной защищенности педагогов, повышение их квалификации. В частности, в первом квартале текущего года запланировано проведение Управлением образования и науки Тамбовской области совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской Епархии курсов повышения квалификации для директоров и преподавателей воскресных школ Тамбовской епархии.
Курсы директоров воскресных школ будут включать педагогический менеджмент (организацию образовательного процесса), ознакомление с уставами Русской Православной Церкви, епархии и воскресной школы, а также методиками преподавания.
Курсы для преподавателей будут включать психолого-педагогический минимум, а также мастер-классы по их видам деятельности в соответствии с христианской направленностью программ дополнительного образования.
Курсы бесплатные, средства на их проведение выделены из областного бюджета.
В-третьих, ценна сама по себе разработка устава воскресной школы как самостоятельного юридического лица. Это и структура образовательного учреждения, и программа деятельности, и план работы.
В-четвертых, разработан учебно-методический комплект, созданы образовательные программы, которые одобрены как епархиальными, так и светскими органами образования. Прошли рецензирование 22 программы, 14 из них реализуются в воскресных школах, получивших лицензии. Это означает, что содержание обучения детей будет:
— соответствовать канонам Православной Церкви;
— соответствовать возрастной психологии и педагогике;
— обеспечивать развитие, движение от простого к сложному;
— гарантировать определенный уровень знаний, умений и навыков, заложенных в образовательной программе.
В-пятых, имеет значение и государственное финансирование образовательной деятельности воскресных школ, созданы условия для развития их материально-технической базы.
И, наконец, проведенная работа создала государственным органам образования Тамбовской области условия для расширения их опыта взаимодействия с религиозными организациями в сфере дополнительного образования детей, для выявления всех возможностей действующего законодательства в области лицензирования, позволила обеспечить поиск совместных решений в нестандартных ситуациях.
На уровне области разработан пакет нормативно-правовых документов по включению воскресных школ в систему финансирования, созданы методические пособия по лицензированию воскресных школ. Этот опыт Управления образования и науки Тамбовской области может оказаться незаменимым для использования органами образования других регионов.
Процесс создания воскресной школы как юридического лица и лицензирования занимает около 3-х месяцев.
Опыт и алгоритм лицензирования воскресных школ Тамбовской епархии может быть использован другими регионами, т.к. он является не только плодом добрых взаимоотношений между Тамбовской епархией и Управлением образования и науки Тамбовской области, но проектом, который полностью соответствует всем положениям действующего законодательства в сфере образовательной деятельности.
В целях тиражирования опыта лицензирования воскресных школ Тамбовская епархия разработала два методических пособия:
1. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов./ Авторы — составители: иерей Игорь Груданов, Шиняева Н.А., Попова А.А./ Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат), 2010 г.
2. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть II. Сборник образовательных программ./ Составитель: Попова А.А./ Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2010 г.
Пособия предназначены для соискателей лицензии, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей (воскресные школы). Они содержат федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие лицензирование образовательной деятельности воскресных школ, их финансирование, инструктивно-методические рекомендации, полный пакет документов, необходимый для лицензирования образовательной деятельности воскресных школ, а также 22 образовательные программы, прошедшие государственное лицензирование в Управлении образования и науки Тамбовской области в 2010 г.
Алгоритм лицензирования содержится в «Пошаговой инструкции действий Настоятеля храма Тамбовской Епархии для получения лицензии на образовательную деятельность Церковно-приходской воскресной школы», приведенной ниже:
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
действий Настоятеля храма Тамбовской Епархии
для получения лицензии на образовательную деятельность
Церковно-приходской воскресной школы
I ЭТАП
Получение благословения Епархиального архиерея на участие в процессе лицензирования.
Настоятель храма, при котором действует воскресная школа, направляет соответствующее прошение Епархиальному архиерею и прилагает к нему документы, подтверждающие, что школа соответствует следующим требованиям:
1. Количество учащихся – не менее 45-50 человек.
2. Укомплектованность штатами – 100% по всем направлениям образовательной деятельности, которые предполагается лицензировать.
Все преподаватели должны быть воцерковлены, иметь педагогическое образование, либо пройти курсы по модулю «Психолого-педагогический минимум». Кроме документов об образовании преподавателям необходима рекомендация духовника, а в будущем предполагается проведение аттестации преподавателей воскресных школ Отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской Епархии.
Должны быть представлены кандидатуры на должности Директора и бухгалтера, имеющие опыт соответственно организаторской и бухгалтерской работы, а также Духовника, если им не является одновременно Директор.
3. Наличие учебной и учебно-методической литературы. Возможно использование как авторского учебно-методического комплекта, так и ранее разработанных программ. Все программы должны пройти экспертизу в Отделе религиозного образования и катехизации Тамбовской Епархии.
Учебной литературы должно быть не менее 1-го экз. на двух воспитанников, методической литературы – 1 экз. каждого используемого автора.
4. Наличие достаточной для обеспечения образовательного процесса материально-технической базы.
а) наличие помещений для проведения занятий, соответствующих санитарным и противопожарным нормам (необходимо провести предварительное консультирование с Госпожнадзором и Роспотребнадзором). Если помещения принадлежат Приходу на праве собственности, — предоставляется свидетельство о регистрации права. Если занятия проводятся на базе другого образовательного учреждения, то предоставляется письмо от администрации соответствующего учреждения о предварительном согласии заключить договор аренды;
б) наличие имущества, необходимого для обеспечения образовательного процесса: мебель, аудио-видеоппаратура, расходные материалы, канцелярские товары и проч. в зависимости от вида реализуемых программ. (Предоставляется инвентаризационная опись.)
По рассмотрении представленных документов Епархиальный архиерей выносит резолюцию о допущении (недопущении) воскресной школы соответствующего Прихода к лицензированию.
II ЭТАП
а) После получения благословения Епархиального архиерея на участие воскресной школы в процессе лицензирования, проводится Приходское собрание, на котором принимается решение о регистрации воскресной школы в качестве юридического лица и о назначении Директора. Далее совместно с юридическим отделом Тамбовской Епархии проводится регистрация воскресной школы в Управлении Минюста и УФНС России по Тамбовской области;
б) Одновременно с регистрацией юридического лица:
— образовательные программы представляются на экспертизу через Областной экспертный совет по рассмотрению и утверждению образовательных программ дополнительного образования детей (ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»);
— составляется Педагогическим советом и утверждается Директором учебный план;
— составляется по согласованию с Настоятелем храма и утверждается Директором штатное расписание.
III ЭТАП
После получения документов по завершении регистрации ВШ в Управлении Минюста РФ по Тамбовской области совершаются следующие действия:
1. Открывается банковский счет.
2. Заключается договор аренды помещений (если они не в собственности Прихода) на срок не более года. В случае, если арендуется помещение другого образовательного учреждения, необходимо получить от органов местного самоуправления акт экспертной оценки о том, что деятельность арендатора не будет оказывать отрицательного воздействия на деятельность такого образовательного учреждения.
Помещения, находящиеся у Прихода в собственности, закрепляются за воскресной школой на праве оперативного управления (составляется договор о закреплении имущества на праве оперативного управления).
3. Получается заключение Госпожнадзора.
4. Получается заключение Роспотребнадзора (СЭС).
5. Заключается договор с медицинским учреждением о мед.обслуживании учащихся.
IV ЭТАП
Предоставление документов в лицензирующий орган – Управление образования и науки Тамбовской области — по перечню, указанному в Положении о лицензировании образовательной деятельности (утв. Пост.Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277), по установленной этим Положением форме:
1. Заявление о выдаче лицензии.
2. Копии учредительных документов и документа, подтверждающего полномочия руководителя.
3. Штатное расписание.
4. Справка о кадровом обеспечении.
5. Справка о материально-техническом обеспечении.
6. Документы, подтверждающие право собственности или аренды, о также акт экспертной оценки в случае аренды помещений у другого образовательного учреждения.
7. Выписка из оборотной (балансовой) ведомости – перечень имущества, закрепленного за воскресной школой.
8. Договор о медицинском обслуживании и лицензия медицинского учреждения.
9. Заключение Госпожнадзора.
10. Заключение Роспотребнадзора (СЭС).
11. Учебный план.
12. Экспертное заключение на образовательные программы.
13. Опись документов.
V ЭТАП
Лицензирующий орган – Управление образования и науки Тамбовской области рассматривает представленные документы в срок не более 2-х месяцев. По результатам рассмотрения воскресной школе выдается лицензия на право ведения образовательной деятельности по заявленным программам.
Воскресная школа, получившая лицензию на право ведения образовательной деятельности, включается в региональную программу финансирования, заключает с Управлением образования и науки Тамбовской области соглашение о перечислении субсидий на реализацию программ духовно-нравственного развития и воспитания.