«Государственного или обязательного мировоззрения у нас, по Конституции, нет, и значит, мировоззрения равны, в том числе светское и религиозное, и значит, внешние проявления этих мировоззрений, в том числе в публичном пространстве, также должны быть равны, даже если кому-то не нравится внешний вид того или иного человека».
Об этом заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в четверг, 5 февраля 2015 г., корреспонденту «Интерфакс-Религия».
Как сообщалось, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить право мусульманок носить хиджабы в образовательных организациях.
Он напомнил, что 11 февраля в Верховном суде РФ будет рассмотрено дело о запрете платков для девочек в школах Мордовии. В октябре 2014 года Верховный суд республики запретил школьницам носить на уроках платки. До этого решение о запрете платков приняло правительство региона, но представители исламской общины сочли его незаконным и обратились в суд.
В свою очередь министр образования Дмитрий Ливанов заявил журналистам, что «сегодня на федеральном уровне действует правило, описывающее, как дети должны быть одеты в школе», и одно из этих правил говорит о том, что школьная одежда «должны быть светской».
Протоиерей Всеволод Чаплин также отметил, что, например, ему не нравится появление в центре Москвы людей в шортах и тапочках или в одежде, подходящей больше «для коровника, а не для цивилизованного города», а кому-то не нравятся люди в платках, кипах, чалмах, скуфьях.
«Но надо, наконец, понять, что люди в России, как и в мире, живут разные, и внешнее проявление их мировоззрения, будь то платок или футболка с каким-нибудь политическим лозунгом, — это неотъемлемая часть цивилизационного и мировоззренческого многообразия», — заявил он.
Собеседник агентства рассказал, что даже в советской школе открыто позиционировал себя как верующий человек и уже в это время знал, что «победа будет за верующими людьми, а не за советской школой, которая пыталась представить дело так, как будто верующих среди школьников нет».
По его словам, предписание женщине покрывать голову свойственно не только исламу: в христианстве это тоже «часть богооткровенной традиции».
«Да, сегодня ее не все соблюдают. Заставить это делать, наверное, нельзя. Но в нынешнем мире, в котором постепенный отказ от традиций не старых, а вечных, постепенно приводит к тотальному стиранию границ добра и зла, стоило бы прямо и определенно напомнить: нескромно и развязно одетая женщина, так же, как и полуодетый мужчина, — это не нейтральное явление с нравственной точки зрения, это одна из ступеней лестницы, ведущей вниз, к нравственному, духовному, а потом и физическому самоубийству общества», — заявил он.
Представитель Церкви напомнил, что, согласно международному праву, родители вправе определять, какое мировоззрение преподается их детям в школе, вправе выбирать между государственной и негосударственной школой.
Он отметил, что на Северном Кавказе во многих местах учащиеся государственных школ и учителя носят в школьном здании платки. В еврейских школах, существующих за государственный счет, мальчики носят кипу. В православных школах, «также пользующихся, пусть недостаточной, но все-таки государственной поддержкой, девочки нередко носят платки, а мальчики — крестики».
«Но мы прекрасно знаем, что выбор между государственной и негосударственной школой есть не всегда и не у всех. Обычно он есть у богатых людей и у хорошо организованных диаспор. Поэтому надо либо признать наличие в школах людей разных мировоззрений, с разным образом жизни — светским и несветским, либо отказаться от доминирования государственных школ и передать в частные руки такую их часть, чтобы в каждом населенном пункте и в каждом районе большого города сделать выбор между школой государственной и негосударственной», — сказал священник.
Ему бы не хотелось такого сценария, «и значит, нужно, чтобы школа приспособилась к наличию разных мировоззрений». При этом отец Всеволод отметил, что «чудовищная ленинская норма об отделении школы от церкви не случайно была исключена из Конституции после окончания тоталитарного периода нашей истории».
И как стало известно, в Госдуме планируют провести Круглый стол и обсудить поправки в Закон «Об образовании в РФ», которые будут четко определять требования к одежде школьников и разрешат вопрос о допустимости или запрете ношения хиджабов и другой одежды, принятых в различных религиях, в учебных заведениях, сообщил РИА «Новости» замглавы Комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава.
«Очевидно, что та часть Закона «Об образовании», которая регулирует определение требований к одежде обучающихся, должна быть дополнена недвусмысленными нормами. Либо мы признаем право детей на ношение элементов одежды, принятых в определенных религиях и культурах, и прописываем это право в федеральном законе, либо мы четко запрещаем такие вещи», — сказал Берулава.
Он отметил, что в связи с введением требований к одежде обучающихся участились конфликты, связанные с запретами на ношение в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях элементов одежды, принятых в различных религиях.
«В ближайшее время мы планируем инициировать Круглый стол по данному вопросу в Государственной Думе с участием Минобрнауки и других заинтересованных сторон», — добавил парламентарий, отметив, что этот вопрос требует масштабного общественного обсуждения. «Безусловно, это должно быть решение большинства, как того требуют принципы демократии», — подчеркнул Берулава.
При этом он напомнил, что согласно действующему закону, образование носит светский характер, если речь идет о государственных и муниципальных образовательных организациях. Но в федеральном законе нет ни слова о том, что одежда обучающихся должна быть строго светской. И тем более, нигде не указано, что девочкам запрещено носить какие-либо головные уборы.
«Другое дело, нормативные правовые акты, принятые региональными властями. В них, как правило, установлено, что одежда должна быть исключительно светской. Но это документы регионального уровня, которые не подкреплены соответствующими федеральными нормами»,- сказал депутат.