Согласно Протоколу заседания МКС №3 от 15 марта 2010 г., заслушав и обсудив информацию, представленную 19 субъектами Российской Федерации, участвующими в апробации курса ОРКСЭ, участники совещания пришли к единогласному мнению п.1. «Принять к сведению информацию о проведенной субъектами Российской Федерации работе по подготовке к апробации курса ОРКСЭ и отметить особую важность обеспечения субъектами Российской Федерации реализации права родителей (законных представителей) обучающихся на выбор одного из 6 модулей курса для изучения их детьми. Рекомендовать субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса ОРКСЭ (IV четверти 4-го класса). Рекомендовать разработчикам методического письма для учителей и организаторов курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации (далее -методическое письмо) внести данное положение в проект указанного письма.»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
ПРОТОКОЛ
заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах
комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
от 15 марта 2010 г. №3
Краткая пояснительная записка к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(из информационного письма МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
7 декабря на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» была утверждена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики», — отметил председательствующий на заседании Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, — «Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».
«Курс будет состоять из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе», — сообщила Марианна Шахнович, координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ.
Данная структура была разработана совместно с участием учёных Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных конфессий. Члены Межведомственного координационного совета одобрили данный подход (состав совета и примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» прилагаются).
С января 2010 года в соответствии с данной структурой учебного курса во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта.
Справочно:
В течение 2010-2011 годов преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет осуществляться в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Принципами апробации выступают:
1. соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства;
2. взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями;
3. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
4. институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.
«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики», — отметил председательствующий на заседании Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, — «Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».
«Курс будет состоять из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе», — сообщила Марианна Шахнович, координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ.
Данная структура была разработана совместно с участием учёных Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных конфессий. Члены Межведомственного координационного совета одобрили данный подход (состав совета и примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» прилагаются).
С января 2010 года в соответствии с данной структурой учебного курса во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта.
Справочно:
В течение 2010-2011 годов преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет осуществляться в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Принципами апробации выступают:
1. соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства;
2. взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями;
3. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
4. институты учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.