12 ноября на площадке МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Основы религиозных культур и светской этики». На конференции обсудили преподавание основ религиозных культур и светской этики.
Результат работы конференции прокомментировал руководитель сектора Основ православной культуры Синодального ОРОиК диакон Герман Демидов:
Формат пресс-конференции без участия представителей традиционных религиозных организаций указывает, что органы управления образования намерены сформировать усредненный подход к духовно-нравственному образованию. В нём нет места духовности в её традиционном понимании.
Видимо, инициаторы нового подхода к преподаванию ОДНКНР хотят создать «новую» гражданскую идентичность по примеру «советского человека». Она будет основана на сплаве нравственных ценностей всех религиозных культур, но будет вне религиозных культур и традиций.
***
Ранее, на пресс-конференции, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации Андрей Третьяков заявил:
Воспитательный компонент, который содержится в курсе, является жизненно важным для нашей страны. Особенно с теми вызовами, с которыми мы сталкиваемся при воспитании подрастающего поколения. Поэтому такое трепетное отношение и со стороны государственной власти, со стороны научного и педагогического сообществ.
Представитель Министерства просвещения Светлана Нуждина подчеркнула, что российские школьники должны говорить на одном языке – на языке людей, живущих в одной стране и имеющих общие ценности:
Мы понимаем, что цель и задачи системы образования – формирование единого образовательного пространства. Нам постоянно приходится сталкиваться с необходимостью поиска баланса, чтобы дать маленькому ребенку определенное понимание о ценностях, которые являются системообразующими. При этом давать ему образование, не вмешиваясь больше определенного уровня в ту сферу – тонкую, мировоззренческую, за которую все-таки отвечает семья.
Эксперты подчеркнули, что образовательная программа по основам религиозных культур и светской этики направлена на поддержание семейных ценностей и предполагает тесное взаимодействие учителя и родителей. Многие задания в рамках курса необходимо выполнить совместно – семьей.
Директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (ИСГО МПГУ) Елена Омельченко прокомментировала:
Родительское сообщество современной школы – это тоже сложная структура. И здесь учитель сталкивается с серьёзными проблемами. Если по другим предметам школьной программы можно быстро дать ответ и пояснить, как решить ту или иную проблему, то здесь это тоже новые, постоянно обновляющиеся компетенции для учителя. Это вызов – работать с родителями в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».
Как отметила Омельченко, для комплекса этих курсов очень важно иметь постоянную систему методической поддержки. Как показал опыт реализации данного проекта за последние два года, многие хорошие учительские наработки остаются в пределах конкретного региона. Но семинары, которые проходили в рамках этого проекта, дали возможность во многом обменяться опытом не только ближайшим регионам, но и в целом осуществить обмен в рамках всей России.
В свою очередь эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Павел Костылёв рассказал, что только в этом году представители союза провели 11 масштабных мероприятий и вовлекли в обсуждение этой проблематики более 1000 специалистов. Как отметил Костылёв, эксперты встретили разные позиции, но нигде не было сказано, что тема неважна.
Инфослужба Синодального ОРОиК по материалам Интерфакса
Справка
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был введён в школьную программу четвёртых классов в 2012 году. Родители школьников могут выбрать один из шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».