Важным дополнением к инклюзивному образованию должны стать коррекционные и специализированные классы в обычных общеобразовательных школах.
При переходе к инклюзивному образованию общеобразовательные школы вряд ли станут более доступными для детей с ограниченными возможностями. Такое мнение высказала директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина.
«И дело здесь не только в отсутствии пандусов или специально оборудованных туалетов. Само наше общество не готово к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями учились вместе с детьми здоровыми. Особенно остро эта проблема стоит в элитных лицеях. Родители учащихся в них детей вроде бы «за» инклюзивное образование. Но где-нибудь в другой школе. И здесь нужна колоссальная просветительская работа», — констатировала эксперт.
Между тем, по словам Ирины Абанкиной, недостатки коррекционных школ очевидны любому педагогу. «Поступившие туда ученики оказываются в компании детей с такими же заболеваниями, как и у них самих. В результате понимать друг друга они учатся очень быстро, но полноценной социализации, развития личности там не происходит», — заметила она. Особенно остро, по мнению эксперта, эта проблема стоит в интернатах для детей с психическими отклонениями: «И нормативы пребывания, и финансирование там хуже тюремных».
Как констатировала Ирина Абанкина, важным дополнением к инклюзивному образованию должны стать коррекционные и специализированные классы в обычных общеобразовательных школах. «Если такие классы существуют, детям с ограниченными возможностями не обязательно учиться по той же самой программе, что и их одноклассники. Какие-то дисциплины они могут осваивать вместе с ними, а какие-то отдельно — в этих классах», — сказала она. Кроме того, в некоторых развитых странах, к примеру, в Великобритании, для обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах используется институт тьюторов. «За этим педагогом-наставником, как правило, закрепляется определенное количество детей. Помимо этого, он должен контактировать с родителями и педагогами, при необходимости объяснять им, как правильно работать и чего требовать от учеников с ограниченными возможностями. Если у детей возникают некие проблемы со сверстниками или другие психологические трудности, он также должен помочь их решить», — рассказала Ирина Абанкина.