Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, приветствую с праздником Крещения Господня, который в Церкви также именуется „Богоявление“ или «Просвещение».
В этот праздник уместно будет вспомнить не только об историческом событии Крещения в водах Иордана Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; не только отверзшиеся для всего человечества Небеса и Явление Святой Живоначальной Троицы, Сына Безначального в водах Иорданских, Отца Небесного, через Голос глаголющего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», и Духа Святаго, Который в виде голубя парил над Крестящимся Спасителем. Но также уместно будет вспомнить и то, что этот праздник именуется «Просвещение». Слово «просвещение» мы часто используем в повседневной речи, и оно уже стало практически синонимом слову «образование». Но чем отличается образованный человек от человека просвещенного? Человек образованный – это человек, который принял некий свод наук в свой ум, постиг эти науки и знает о жизни то, что открыто людям. Человек просвещенный – это человек, который не только обучен грамоте, но у которого есть особое – глубокое, сердечное – чувство, привитое в сердце Богом. Чувство, которое регламентирует на основании полученных человеком знаний, его взаимодействие с другими людьми и отношение к окружающему миру. Иными словами, человек образованный, но не просвещенный, может поступать далеко не так, как призван поступать человек, который имеет нравственные принципы жизни, руководствуется в своей жизни моралью и этикой, руководствуется Законом Божиим, – ибо Бог есть Источник и морали, и нравственности, и этики, Источник всякого блага. Таким образом, человек просвещенный – тот, который в сердце своем имеет Бога, освящает свою жизнь, свои мысли присутствием Бога. А если этого просвещения в нашей жизни нет, значит, мы сами являемся образованными невеждами. Церковь называет праздник Богоявления праздником Просвещения, потому что Бог открывает Себя нам во всей Своей Полноте и Истине, потому что через это Явление на Иордане мы обретаем этот Источник Божественного Света в своей жизни. Приобретая знания, изучая науки, прививая опыт предшествующих поколений, в своей жизни мы руководствуемся не только этим, но тем водительством Божиим, которое присутствует в нашей жизни.
Исходя из этого, мы должны обязательно смотреть на то освящение вод, которое мы сегодня совершили. Господь, освящая водное естество, через воду освящает всю нашу жизнь. Она есть символ и источник очищения, обновления, источник жизни, питания. И потому мы должны относиться к этой святыне с особым благоговением, трепетом – как к освящающему и просвещающему нас действию Божиему в нашей жизни. К сожалению, иногда приходиться видеть, как люди относятся к святой воде, как к некому магическому предмету, считая, что достаточно окропить все святой водой – и произойдут чудеса. Да, чудеса происходят, но не только от окропления водой. Они происходят, прежде всего, от веры нашей и духовной просвещенности, которая должна быть непременной спутницей этой великой святыни – великой агиасмы. А если мы кропим все святой водой, омываемся ею, а «лба не можем перекрестить» (как говорят в народе), если мы не молимся Богу, чтобы Он даровал нам Свою Благодатную Силу, если не имеем желания покаяния и исправления своей жизни, если для нас не нужно это внутреннее просвещение, а только вода, – она становится для нас не в освящение дар, но в осуждение. Ибо используется народом не просвещенным, но лишь до некоторой степени образованным и не имеющем Бога в своем сердце.
Я говорю вам это накануне того, как мы будем окроплять, освящать воду в ваших скляницах. Я это говорю накануне того, как вы понесете эту великую святыню в свои дома, будете окроплять ею свои жилища, поля, своих близких. Помните о благоговении, которое надо соблюдать. Дабы не осудились мы через наше действо, дабы наши действа были священными и спасительными, а не кощунственными и неподобными. Пусть же просветит нас Господь Светом Своего Богопознания, пусть Источник Божественной Силы возгнездится в наших сердцах, просвещая и освящая всю нашу жизнь – силою, действием и наитием Святаго Духа. Да будет народ наш народом духовно просвещенным, имеющим жажду, надежду и упование во спасение о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. Аминь. С праздником!