С 21 по 23 ноября 2013 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошла III Международная научно-практическая конференция, как выездное заседание Общественной палаты РФ на тему «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Конференция организована Московской педагогической академией дошкольного образования при поддержке Министерства образования и науки РФ, Общественной палаты РФ, Посольства Федеративной Республики Германии в Москве, Российского Фонда культуры.
В работе конференции приняли участие более 800 человек: ученые профильных институтов РАО, представители Государственной Думы РФ, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, региональных управлений образованием, практические работники дошкольных образовательных организаций, представители 12 зарубежных государств Германии, США, Нидерландов, Швеции, Словакии, Украины, Румынии и других стран. По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в работе конференции приняла участие специалист по дошкольному образованию Сектора православного образования А. С. Алексеева.
Главные цели конференции: обсуждение профессиональным международным научным сообществом актуальных вопросов дошкольного образования и перспектив развития исследований в этой области, расширение партнерских отношений и сетевого взаимодействия в сфере дошкольного образования, развитие использования информационно-коммуникационных технологий, семейное воспитание и дошкольное образование. Работа конференции проходила на пленарных заседаниях, секциях, семинарах, мастер-классах, организовано посещение дошкольных образовательных организаций, на базе которых применяются инновационные программы обучения и воспитания.
В ходе работы конференции участникам удалось обсудить круг сложных проблем, касающихся повышения качества дошкольного образования: дошкольное детство как приоритетное направление государственной политики, подготовка молодого поколения к условиям продолжающихся глобальных общественных изменений, ребенок в поликультурной среде: проблемы интеграции детей мигрантов: приоритет семейных ценностей в воспитании дошкольников, подготовка и переподготовка кадров, перспективы научных исследований в системе дошкольного образования, роль организации предметной среды в развитии ребенка, игра как ведущая деятельность в системе дошкольного образовании и другие актуальные проблемы.
Отдельное пленарное заседание было посвящено обсуждению проблем российского законодательства. Это связано с тем, что в современном российском дошкольном образовании происходят изменения (принят новый Федеральный закон «Об образовании РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», меняется система управления). Стандарт дошкольного образования вступает в силу с 1 января 2014 года, а действующие ранее Федеральные государственные требования к основной образовательной программе считаются утратившими силу.
В Стандарте дошкольного образования учтены предложения Синодального отдела религиозного образования и катехизации по интеграции духовно-нравственного компонента в деятельность дошкольных образовательных организаций, что является событием для всей Русской Православной Церкви, прилагающей особые усилия по сохранению духовно-нравственных устоев в деле воспитания подрастающего поколения. Кроме того Стандарт дошкольного образования отныне позволяет решать и социальную задачу, а именно — удовлетворение потребности родителей, желающих, чтобы их дети воспитывались на традиционных нравственных ценностях.