23 ноября во дворце культуры г. Электростали состоялось открытие XVI Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвящённых теме «Молодёжь: свобода и ответственность».
В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель министра образования Московской области Н. Н. Пантюхина, епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Зарайский Константин и Луховицкий Пётр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
Участников собрания приветствовал глава городского округа Электросталь В. Я. Пекарев.
Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:
«Возлюбленные братья и сестры!
С радостью приветствую Вас на открытии XVI Подмосковных Рождественских чтений. Их тема, как и тема грядущих Международных Рождественских чтений, посвящена духовному становлению молодёжи, что является предметом заботы и пристального внимания Церкви и школы.
Прежде всего хочу подчеркнуть, что мне очень дорога та преемственность, которая наблюдается во взаимоуважительном и конструктивном соработничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией вот уже без малого двадцать лет. За этот период мы прошли большой путь, начав практически с нуля. Теперь мы имеем пространные наработки как в области учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса в сфере духовно-нравственных дисциплин, так и в реализации целого комплекса ставших уже традиционными общественных мероприятий, призванных привлечь внимание общества к православному культурному наследию и высоким моральным идеалам и приобщить к ним подрастающее поколение.
Сегодня мы будем говорить о молодёжи и о том, как ей жить в условиях свободы. Вопрос сложный и требующий внимательного рассмотрения.
Если мы обратимся к Библии, то увидим, что Священное Писание по-разному говорит о юности. С одной стороны, встречаем немало упоминаний о бесславии и грехах юности, за которые непременно придёт расплата (см.: Иер. 31:19); Иов. 13:26; Пс. 24:7; Еккл. 11:9). С другой же стороны, апостол Павел, обращаясь к своему ученику, писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Таким образом, молодость по легкомыслию может быть склонна к сомнительному, с нравственной точки зрения, поведению, но способна также быть серьёзной и благочестивой, подавая пример окружающим любого возраста.
Чем же определяется выбор молодого человека: стать ли рабом порока, или жить праведно? Думаю, тем, как он воспользуется своей свободой.
В современном мире принято ставить свободу, понимаемую как вседозволенность, доведенную до абсурда, причем подчас конфликтующего с законом, — на первое место. Абсолютным критерием того, что можно и чего нельзя делать,провозглашается личность. Призывы же сверять свои поступки с неким внешним камертоном, в идеале с заповедями Божиими, объявляются ретроградным проявлением «рабской психологии».
А чему учат нас Христос и Его Церковь? Господь призывал Своих слушателей, желавших следовать за Ним, отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Христом (см.: Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). Здесь нет речи об удовольствиях или благополучии, развлечениях или изобилии, здесь идет разговор о свободном выборе самоограничения и даже страданий ради уподобления Спасителю мира в Его служении миру и людям.
Вот истинная самореализация человека, вот воплощение своего призвания: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, позаботиться о больных и заключенных (см.: Мф. 25:34-46). Для этого тоже требуется сделать свободный выбор, но только не в пользу удовлетворения своих прихотей и безудержного, бессодержательного веселья и пустой траты времени. Выбрать служение ближнему, вступить на путь самоограничения ради благой цели общественного подвига, — вот высшее проявление личностной свободы!
В этой связи напомню вам несколько суровые слова пророка Иеремии, который возглашал: «Благо человеку, когда он несёт иго в юности своей» (Плач. 3:27). Речь идёт о пользе для еврейского народа тех ограничений и утеснений, которые попустил ради его воспитания Сам Бог. Не так ли и молодые люди нуждаются в определенном самоограничении, в воспитании в себе жертвенности и самодисциплины на примерах наших выдающихся героев и подвижников, прежде всего защитников Отечества и новомучеников и исповедников Церкви Христовой?
Мне думается, что педагогическим лозунгом, определяющим нашу воспитательную работу на длительную перспективу должны быть слова Иисуса Христа, которые донёс до нас апостол Павел: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Конечно, кто-то усмехнётся, и скажет, что эгоизм успешно утверждается в современном общественном дискурсе как личная идеология миллионов. Но мы на это возразим, что не этим веками стояла Русская земля. Отечественная история, а также замечательные образы классической литературы дают вдохновляющие примеры общественного служения как идеала, высшего для наших соотечественников во все времена.
Действительность показывает, что общество остро нуждается и в волонтерах, и в благотворительных инициативах, для чего необходимо привлечение энергии и сердечного горения молодых.
Однако прежде чем вступить на путь служения обществу, нужно ощущать себя внутренне уверенным в правильности следования заповедям в своей собственной, частной жизни. К прискорбию приходится констатировать, что идеалы чистоты и целомудрия, праведности и верности, скромности и нестяжания подчас оказываются высмеянными, как отжившие свой век и «не практичные» в кавычках. Анализ текстов, в огромных объёмах появляющихся в средствах массовой информации и на страницах Интернета, а также в социальных сетях, подводят к умозаключению, что внутренний мир современного молодого человека постоянно подвергается атакам, имеющим целью погрузить его в состояние нравственной катастрофы.
В связи с вышесказанным школа и Церковь, педагоги и священники призваны вместе вести нелёгкую и сложную, требующую не только готовности сражаться за сердца детей, но и подобающих знаний и навыков борьбу за воспитание подрастающего поколения в духе лучших народных духовных традиций.
У нас замечательная молодёжь, которая дает нам достойные восхищения примеры и героизма, и самоотверженности, и стремления к участию в общественной жизни на благо народа. Однако нельзя отрицать, что многие подростки находятся в так называемых группах риска или неподалёку от них. Важнейшая задача сделать так, чтобы никто не был оставлен нашими воспитательно-просветительскими усилиями. Здесь вдохновляющими для нас да будут слова Иисуса Христа: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18:12)
В заключение хочу выразить глубокую благодарность всем труженикам на ниве просвещения, как учителям, так и священнослужителям, за самоотверженное исполнение своего долга в отношении просвещения и воспитания детей и молодёжи. Желаю, чтобы никто из участников церковно-школьного соработничества не только не изнемог на этом пути, но получил вдохновение, благословение и помощь Божию для плодотворного продолжения своих трудов. Спасибо за внимание».
Первый заместитель министра образования Московской области Н .Н. Пантюхина приветствовала участников чтений от имени министра образования Московской области О. С. Забраловой и выступила с докладом.
В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:
«Современные проблемы свободы и ответственности в молодёжной среде» (А. Б. Мазуров, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной думы, доктор исторических наук, профессор);
«Свобода современного человека: содержание и форма» (священник Димитрий Березин, председатель Епархиального миссионерского отдела, благочинный церквей Видновского округа);
«Свобода и ответственность в моделях современной педагогики» (В. С. Запалацкая, исполняющий обязанности ректора Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук);
«Молодёжь и современное школьное образование: духовный контекст формирования культуры ответственности» (диакон Пётр Галанюк, клирик Христорождественского храма города Звенигорода).
Митрополит Ювеналий и Н. Н. Пантюхина наградили победителей регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году.
Подводя итоги заседания, владыка митрополит сказал:
«Дорогие друзья, незаметно прошло счастливое время нашего общения. Мы уже завершаем нашу встречу. Я хотел бы поблагодарить Владимира Яновича за приветствие, за гостеприимство, за организацию нашей встречи. По-моему, она самая большая из тех, что были в предыдущие годы. Я думаю, что это должно нас вдохновлять. Мы будем делать из этого выводы, чтобы в следующий раз просить зал ещё больше. Хочу поблагодарить Наталью Николаевну за прекрасное ведение нашей встречи. Говоря о соработничестве между Церковью и педагогами, мне хочется обратить внимание на то, что этот пройденный почти два десятилетия путь оставил хороший след и в сердцах, и в сознании учащихся. Перед тем как прийти сюда, я посмотрел выставку работ детей и школьников. Подчеркиваю: школьников, потому что у нас ведётся духовная работа и с теми, кто находится в детских садах. На выставке я увидел изображения икон. Сначала мне подумалось, что это копии знаменитых художников, а мне сказали, что их написали сами дети. Я очень вдохновился. Дальше мы смотрели какие-то богослужебные сюжеты. И тут, конечно, не обошлось без курьёзов. Сначала было показано крещение младенца, как мы его и совершаем. Но я обратил внимание на другую картину, где батюшка держит младенца и, видимо, поливает его священной водой. Это так называемое обливательное крещение. Мы этого не поощряем, но трижды погружаем детей в купель во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Наблюдательный мальчик или девочка, я не помню автора, видел только вот такое, так называемое неканоническое крещение. И это картина из жизни.
Я очень рад, что мы идём совместно путем созидания, воспитания и просвещения. Сегодня были заслушаны прекрасные доклады. У нас впереди во всех благочиниях, во многих приходах будут десятки, сотни таких встреч. Я думаю, что это очень хороший материал для их заседаний. А 12 декабря в Красногорске мы уже в большом составе встретимся для закрытия областных Рождественских чтений и будем готовиться к Международным Рождественским чтениям, которые состоятся в будущем году. Они будут совмещены с празднованием 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Я вдохновлён нашей встречей и сердечно благодарю всех за то, что вы во множестве собрались на наше заседание, а особенно за ваши усердные труды. От педагога очень многое зависит. Не от учебников, которые будут держать в руках наши школьники, а от вас.
Я хочу поделиться личным воспоминанием далеких школьных годов. Мне, конечно, сейчас, как я шутя говорю, не хватает семнадцать лет до ста. Но это было в школьные годы. У нас была учительница литературы и русского языка. Она так проницательно, сердечно и духовно говорила, что привлекла моё внимание и привила любовь к русскому языку и литературе. А потом я открыл для себя нечто необычное. Это было время атеизма в нашей стране. Однажды я пришёл к ней в гости со своей матерью, потому что сестра её работала хирургом в одной больнице с мамой. Мы все познакомились, сблизились и пришли в гости. Было скромное угощение. А перед едой она подошла к шкафчику, открыла створки, а там — икона и лампадочка. Она предложила вместе помолиться, и я понял, что она к детям, своим слушателям, относилась с христианской любовью. Я желаю вам всем этой любви».
Программа мероприятия завершилась концертом сводного детского хора Богородского благочиния под управлением В .Ермолаевой.