25 марта 2015 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Меркурий выступил с лекцией в рамках пятых курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев.
Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации рассказал об основных принципах и правилах, по которым сегодня функционирует образование в России, о правах и обязанностях субъектов образовательной деятельности, а также обозначил задачи, которые в первую очередь необходимо решать в этой области новопоставленным архиереям.
Особый акцент был сделан на вопросах церковно-государственных отношений в сфере образования. Как отметил митрополит Меркурий, на сайте Синодального отдела представлена вся нормативная база церковных и государственных документов.
Давая общую характеристику положения дел в области православного дошкольного воспитания, Председатель Синодального отдела отметил: «Волна образовательных реформ, прошедшая по миру в последние десятилетия, сделала значительный рывок в оценке системы дошкольного образования». По словам митрополита, в течение последних лет российское государство все чаще и чаще обращает свое внимание на дошкольное образование, осознавая простую и непреложную истину, что дети – наше будущее.
«Качество воспитания дошкольников, в том числе и духовно-нравственное, во многом зависит от практической реализации потенциальных возможностей, от того, насколько востребованными в регионах будут церковно-государственные договоренности и наработки. Эта важная работа требует конкретных практических шагов», — заключил митрополит Меркурий.
Подробно были рассмотрены вопросы, регламентирующие деятельность воскресных школ: «Их работе необходимо уделять пристальное внимание, — сказал глава Синодального отдела. — Это тот сектор, где Русская Православная Церковь может во всей полноте реализовывать религиозный компонент, прививая подрастающему поколению духовно-нравственные основы и ценности, развивая в них целостную личность и формируя в детях творческие способности».
Митрополит Меркурий обозначил основные задачи, которые в церковно-государственном диалоге необходимо решить в области подготовки приходских специалистов, методической поддержки модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах. «Силами Синодального отдела религиозного образования и катехизации были составлены две программы (краткосрочная и среднесрочная) по подготовке преподавателей воскресных школ в рамках подготовки катехизаторов. Ими можно и нужно пользоваться при организации подготовки или переподготовки педагогов в епархиях», — подчеркнул митрополит.
Также были рассмотрены вопросы развития православного компонента в образовательных организациях, подготовки образовательных программ и их соответствия ФГОС, даны методические рекомендации и сформулирован необходимый порядок действий для организации участия епархий в образовательных Конкурсах и проведения регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений.
По словам митрополита Меркурия, сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь участвует в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования: «Именно такое широкое сотрудничество Церкви, общества и государства может создать почву для воспитания полноценной высоконравственной, культурной, обладающей необходимыми компетенциями личности».
Во второй части перед участниками курсов выступили руководитель сектора ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов и главный юрисконсульт юридической службы Отдела Елена Зайчикова.
***
Курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В пятых курсах принимают участие епископы Кронштадтский Назарий, викарий Санкт-Петербургской епархии, Балахнинский Илия, викарий Нижегородской епархии, Рыбинский и Угличский Вениамин, Петропавловский и Камчатский Артемий, Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Якутский и Ленский Роман, Россошанский и Острогожский Андрей, Магаданский и Синегорский Иоанн, Карасукский и Ордынский Филипп, Гатчинский и Лужский Митрофан, Мелекесский и Чердаклинский Диодор, Великолукский и Невельский Сергий, Сердобский и Спасский Митрофан, Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, Саянский и Нижнеудинский Алексий, Тихорецкий и Кореновский Стефан, Енисейский и Лесосибирский Никанор, Щигровский и Мантуровский Паисий, Глазовский и Игринский Виктор, Новокузнецкий и Таштагольский Владимир, Ливенский и Малоархангельский Нектарий, Череповецкий и Белозерский Флавиан, Уржумский и Омутнинский Леонид, Югорский и Няганский Фотий, Нерчинский и Краснокаменский Димитрий.