Учитель географии в школы № 10 города Уфы и старший преподаватель воскресной школы при уфимском кафедральном соборном храме Рождества Богородицы Лариса Калинина дополняет свои уроки краеведческими исследованиями, в которых участвуют и её ученики.
Так во внеурочное время дети в буквальном смысле соприкасаются с историей родной стороны, узнают о существовавших ранее храмах Уфимской митрополии, новомучениках и исповедниках этой земли не только из книг или из рассказов учителей, но и от живых свидетелей этой самой истории, сообщает портал «Приходы».
«В 2011 году ученики воскресной школы совершили поездки по Салаватскому (Еланыш), Давлекановскомому (Шестаево), Караидельскому (Барский Урюш) районам, а в 2012 по 2013 годах мы собирали сведения в Ишимбайском, Бирском, Благовещенском, Бакалинском и Нуримановском районах», — рассказала Лариса Калинина.
По её словам, самое захватывающее в поездках — встречи с людьми, которые хранят невосполнимые ничем воспоминания.
«Мы встречались с Александром Павловичем Белоусовым из деревни Устье Яман-Елги – духовным чадом отца Моисея, послушником Уса-Степановской церкви (это место последнего служения священника Василия Гундяева, деда Святейшего Патриарха Кирилла), Иваном Павловичем Молчановым из села Артакула, который на свою пенсию построил новую Артакульскую церковь, Петром Ильичом Чистяковым, который установил три креста на местах разрушенных церквей Бирского района (кстати, одна из этих церквей, в селе Старопетрове, уже возрождается). В глазах и в понимании наших школьников и школьниц это люди, на которых хочется равняться, люди, достойные уважения и подражания, люди — служители и подвижники, совершающие свой маленький подвиг на маленьком участке великой России», — рассказывает преподаватель.
Она отмечает, что поистине бесценными оказываются повествования старожилов о священниках, которые были расстреляны или сосланы, — таких как священники Павел Похваленский, Николай Желателев, Григорий Вершинин.
Дети также слышат рассказы бабушек, которые спасали иконы или церковные книги, когда были ещё маленькими девочками. В те времена это было очень опасно, и Господь даёт им здравие и долголетие, даёт возможность дождаться тех, кто запишет их истории.
«И как бывает тяжело слышать в том или ином селе: «Вы опоздали — вот приехали бы месяц, год назад, когда была ещё жива бабушка, которая могла бы многое рассказать, ей за 90 лет уж было…» Но, как и два года назад, и десять лет назад, проблема в транспорте…», — говорит Лариса Калинина.
Ребята, участвующие в краеведческих экспедициях, видят храмы в городах Ишимбае, в Белебее, Нефтекамске, Бирске и те церкви, которые ждут не дождутся своего часа возрождения и восстановления, а также новосозданные часовни, например, как в хуторе Новомихайловском-Назарском Зианчуринского района, где осталось всего семь дворов, а жители построили часовню на месте снесённого храма.
«Дети своими глазами увидели гибнущие храмы — святыни народа, памятники нашей истории и культуры — и теперь они понимают, как важно их сохранять и возрождать», — добавила Калинина.
Ребята также принимали участие в установке поклонных крестов. Например, в селе Покровском (Рыбноозере) Благовещенского района.
Дети из воскресной школы во время краеведческих поездок по деревням и селам становятся не только исследователями, но и миссионерами: рассказывают местным жителям о своем храме и приходе, о том, чему их учат в приходской школе, раздают стареньким бабушкам, которые давно никуда не ходят или не выходят из домов, экземпляры газеты «Епархиальные ведомости», а также иконы, свечки.
«Порой взрослые дети, уходя на работу, запирают своих стареньких родителей дома, поскольку боятся, что те уйдут и потеряются, и тогда опрос и беседа проходит буквально через форточку», — делится Лариса Калинина.
Она добавляет, что детям интересно посмотреть в работе те предметы быта, которых в городе уже не увидишь: чугунки на печках, колодцы с «журавлями», мазанные глиной сарайки, старинные дворики с каменухами. Это вызывает неподдельный интерес к истории и культуре быта ушедших поколений.
«Во время поездки дети буквально «дышат родиной», любуясь природой Южного Урала – то степными просторами, то хвойными лесами. Таким образом, экспедиции становятся не только историко-краеведческими и духовно-нравственными, но и телесно-оздоровительными», — сказала преподаватель.
Она добавила: «Проанализировав поездки, мы поняли, что много детей брать неэффективно, так как они начинают отвлекаться, развлекаться, больше общаются друг с другом, и мы решили брать по два или, идеально, — по одному ученику. Ребёнок находится под контролем, то есть не отвлекается на посторонние разговоры, настроен на работу, более внимателен. Были случаи, когда я и двое детей записываем рассказ одного старожила, и каждый из нас уловит то, что второй и третий не заметят. Поэтому после приезда мы печатаем свои полевые записи и совмещаем их в одну сборную запись или статью».
Итогом этой работы будет книга-справочник о храмах Уфимской митрополии и материалы для епархиального Отдела по канонизации святых.